Лаборатории исторической реконструкции «Вольный город» – 5 лет.
Добро пожаловать в Средневековье!
Знатная дама в сопровождении своих пажей прогуливается, греясь на осеннем солнышке. Неожиданно эту спокойную картину нарушают двое разбойников – они хотят забрать девушку. Пажи храбро бросаются в бой, пытаясь защитить госпожу, но погибают от рук вооруженных злодеев. Не успевает дама опомниться, как появляются еще три средневековых бандита.
Думаете, сейчас должен появиться рыцарь в сияющих доспехах и спасти положение? Не тут-то было. В ожесточенной схватке выжил один разбойник. Победитель грубо хватает свой трофей за косу. Но девушка не собирается мириться с этим. В руке у нее на миг блеснул клинок – и поверженный пленитель замертво падает к ногам дамы.
Такую суровую романтику эпохи Средних веков представили участники клуба исторической реконструкции «Вольный город». 22 сентября они устроили открытый урок боя во дворе южно-сахалинской школы №7.
«Вольный город» отметил маленький юбилей. В этом году ему исполнилось уже пять лет. Идея собрать единомышленников вместе принадлежит главе клуба Тимофею Пиляеву. Реконструкцией он занимается уже больше десяти лет.
Кто-то считает, что историческая реконструкция – это просто красивая и увлекательная игра в отважных рыцарей и прекрасных дам. На самом деле все намного серьезнее. Рыцарский поединок, захватывающий зрителей, требует долгих тренировок. А средневековый наряд нужно сшить своими руками.
Реконструкция также предполагает глубокое изучение истории определенной эпохи, быта, нравов, материальной культуры людей тех времен. Участники «Вольного города» реконструируют культуру XIV века стран Западной Европы. Сейчас они думают заняться Средневековой Русью XII-XIII веков.
В клубе можно научиться историческому фехтованию, стрельбе из лука и арбалета. «Старички» подскажут, как изготовить костюм, соответствующий оригиналу из далекого прошлого.
Реконструкторы сотрудничают со студией ирландского танца «Элрид» и клубом социального танца «Вереск». Там рыцари и дамы разучивают па времен Средневековья и постигают, как люди развлекались в стародавние времена.
За пять лет клуб организовал множество фестивалей, турниров, выставок. Каждый год проводятся исторические маневры на теплых озерах в Корсаковском районе.
Участники лаборатории принимали участие в фестивалях и за пределами острова. Они побывали в Хабаровске, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Москве.
В сияющих доспехах
Тот, кто хочет стать участником лаборатории исторической реконструкции «Вольный город», может записаться по телефону 89621122105. Условия простые: не пропускать занятия. И желательно уже справить 16-летие – все-таки организм современного рыцаря должен сформироваться. Во всем остальном «старички» клуба с радостью помогут
Конечно, многие «новобранцы» приходят в клуб, чтобы научиться фехтовать. Поэтому на открытом уроке участники «Вольного города» провели показательные поединки.
В отличие от серьезных турниров, бой длился одну минуту, и очки бойцам не засчитывались. Современные рыцари без страха и упрека продемонстрировали разные техники боя: щит – меч, меч – баклер (маленький «кулачный» щит), полутораручный меч.
Поединки рыцарей нашего времени смотрятся, несомненно, красиво. Несмотря на звуки затворов фотоаппаратов и трели эсэмэсок, ощущаешь атмосферу Средневековья. Но за красотой кроется тяжелая работа: длительные тренировки, оттачивание мастерства, да и сама экипировка весит отнюдь не как пушинка.
– Самый тяжелый комплект на Сахалине – порядка 40 килограммов. Но не стоит пугаться таких цифр – вес равномерно распределяется по всему телу. Сами бои приближены к спортивному стандарту. Колющие удары у нас не используются, оружие не затачивается. Мы стараемся максимально обезопасить бойцов и свести травматизм к минимуму, – рассказал Тимофей Пиляев.
Без синяков и ссадин все равно не обходится. Но этих «издержек производства» не минуешь ни в одном контактном виде спорта, к коим и относится фехтование. (Хотя именно историческое фехтование – владение холодным оружием, имеющим аналоги в прошлом, – официальным видом спорта не считается, и разряд за него не получишь).
Все желающие после поединков могли померить доспехи, подержать в руках оружие, рассмотреть средневековую утварь. Зрители также постреляли из лука и арбалета. Новички непосредственно радовались, когда попадали в яблочко.
А те, кто особо рвался в бой, попробовали свои силы на импровизированном ристалище. В потешных поединках участвовали мальчишки, которым не стукнуло и десяти. Реконструкторы облачили их в необходимые средства защиты – шлем, металлические перчатки, паховую раковину. Вместо оружия ребята получили имитацию мечей – палки, обтянутые тканью. Маленькие рыцари плохо соблюдали дуэльный кодекс, зато вволю порезвились.
Как в стародавние времена
Все костюмы реконструкторы изготавливают своими руками. Реже – заказывают мастерам. Работа над одеждой, обувью, экипировкой доставляет особое удовольствие.
За образец берутся костюмы из различных исторических источников: гравюр, фресок и даже надгробий. Любимый источник, как шутят участники «Вольного города», – это утопленники из болот. В этой среде одежда сохраняется хорошо, потому и в наше время есть возможность изучить крой, швы, мелкие детали.
Девушка, будто сошедшая со страниц исторического романа, в обычной жизни – администратор Анастасия Мещерякова, облачена в платье королевы Маргариты.
– В моем костюме используются большие цельнокроеные куски ткани. Плюс ко всему много литых пуговиц. В Средние века не каждый мог позволить себе такое. На рукавах верхней одежды вырезаны дубовые листья – одна из распространенных разновидностей фестонов. Это такой вариант средневекового гламура и пафоса, – пояснила Анастасия.
При воссоздании одежды используются только натуральные материалы и ткани: лен, шерсть, кожа – те, которые были доступны людям далекой эпохи. Для украшений используются латунь и серебро.
– У меня костюм богатого горожанина XIV века. Ботинки сшил сам. С остальным – сестра помогала. Судить о благосостоянии можно по пуговицам и цветам. Большое количество пуговиц говорит о том, что человек мог не торопиться. Возможно, его одевали слуги. Также чем ярче цвета, тем более знатен человек. В руках я держу древковое оружие – алебарду. Фасон костюма скопирован с надгробия, найденного в Бельгии, – рассказал Алексей Диденко.
Сестра Алексея Елена тоже здесь. Она – та самая дама, что победила всех разбойников. На исторических маневрах девушка заведует кухней – руководит группой, которая готовит примерно на пятьдесят человек.
– Трехразовое питание плюс десерты. Для всех. Готовим на костре. У нас историческая кухня. Мы полностью ушли от современных рецептов – используем поваренные книги Средневековья. Только немного адаптируем блюда под себя, потому что раньше использовали очень много специй – на современный вкус это непривычно. Посуду тоже стараемся использовать историческую – глиняную, деревянную, – поделилась Е. Диденко.
Девушки в «Вольном городе» – надежда и опора. Если желают, они тоже могут пробовать биться на мечах. Но только на тренировках. Женское фехтование на Сахалине не настолько развито, чтобы прекрасная половина могла участвовать в турнирах. Поэтому на женскую долю, как это было во все века, выпадают кухня, пошив одежды, помощь рыцарям с экипировкой, игры и танцы.
Кстати, о последних. На открытый урок пригласили Надежду Новожилову из клуба социального танца «Вереск». На «средневековом» танцполе могли оказаться все желающие. Признаться честно, я тоже невольно оказалась втянута в это действо. Своеобразный ирландский ручеек и танец родом из XIX века с переглядками быстро помогли согреться. Что ж, наверняка благодаря таким забавам жители романтической и мрачной эпохи Средних веков совершенно не скучали в отсутствии Интернета.