Судьба аудиозаписи довольно драматична. Много лет В. Санги пытался найти издателя. Осознавая недолговечность магнитной пленки, писатель хотел ее оцифровать.
В 2004 году министерство образования Японии и Токийский государственный университет иностранных языков объявили международный грантовый конкурс на тему: «Фольклор народов Африки и Азии». Владимир Михайлович принял участие и выиграл.
Владимир Санги подготовил уникальное издание
Культурный подвиг
Книга «Эпос сахалинских нивхов», или «Ыгмиф налит во» (в переводе – «Поселение бухты Черной земли») стала результатом сорокалетней работы писателя Владимира Санги. На сотнях страниц – национальный характер, быт, традиции, ритуалы, язык древнего нивхского народа. Все эти бесценные сокровища со временем могли бы бесследно исчезнуть, если бы не были запечатлены на бумаге для потомков.
– Бывают подвиги воинские, научные, а бывают культурные. То, что совершил Владимир Михайлович, – именно такой культурный подвиг. Он сумел идею издания эпоса сахалинских нивхов через всю жизнь свою пронести. Думаю, в будущем этот труд ждут многочисленные переиздания, – отмечает известный сахалинский поэт, прозаик, ответственный секретарь регионального отделения Союза писателей России Николай Тарасов.
В 1974 году, когда В. Санги приобрел магнитофон, ему удалось записать эпос на пленку. В последние годы своей жизни больная, умирающая сказительница Хыткук пела для писателя «Поселение бухты Черной земли». Как говорит Владимир Михайлович, оттого исполнение эпоса вышло чрезвычайно вдохновенным.
Четыре месяца он прожил в Токио, работал в Токийском университете, где консультировал ученых и аспирантов по вопросам нивхского языка и культуры. Известная фирма «Sony» спасла разрушающиеся магнитофонные ленты, которым на тот момент было уже больше тридцати лет, и перевела на цифровые носители бесценные произведения нивхского фольклора.
Читателю текст книги доступен благодаря литературному переводу Н. Тарасова и подстрочному переводу В. Санги. Иллюстрации к книге Владимир Михайлович тоже выполнил сам.
Все творчество В. Санги пронизано любовью к своему народу и к своей земле.
– У каждого писателя существует тот кусочек земли, из которого он черпает свои творческие силы, новые устремления, тот кусочек земли, который взрастил его, к которому он постоянно возвращается на своем жизненном пути, чтобы обогатиться, подняться еще выше. Для Владимира Михайловича таким кусочком земли является наш остров Сахалин, – считает заместитель директора Сахалинской областной универсальной научной библиотеки Ольга Туркина.
Избранники богов
«Поселение бухты Черной земли» относится к жанру настур. Это одна из самых древних форм героического эпоса. Исполнение настур велось горловым пением и могло длиться всю ночь. С вечера и до утра сказитель рассказывал историю о странствиях и приключениях героев.
– Финно-угорские племена имеют эпические сказания «Калевала», германские народы – «Песнь о Нибелунгах». А настур – нивхский эпос. О существовании этого жанра знали с 90-х годов XIX столетия, – рассказывает Владимир Михайлович.
Лев Штернберг, Бронислав Пилсудский слышали исполнение эпоса нивхского народа, но записать на пленку в те времена не могли. Пилсудский называл исполнителей настур «избранниками богов». Ведь чтобы запомнить все сюжетные ходы, десятки действующих лиц, бессчетное количество мелодий, действительно, нужно иметь необыкновенные данные. К сожалению, в начале 80-х годов все сказители исчезли, и больше в мире нет ни одного исполнителя настур.
– Пиршество лексики древненивхской и современной. Такого не найдете нигде и никогда. Тем, кто хочет углубленно вникнуть в содержание и специфику оформления мысли на нивхском языке, будет интересен подстрочник, – говорит писатель. – Ощущаю, что я теперь свободный человек. Я могу распоряжаться собой, как хочу. Могу написать следующую книгу, а могу не написать. Могу жить на берегу моря, в горах или в тайге. Ведь теперь во мне прочно присутствует ощущение, что долг перед своим народом я выполнил.
В героическом эпосе встречается несколько географических наименований. Например, «Голова земли» – это полуостров Шмидта, а «Ноги земли» – Крильонский и Тонино-Анивский полуострова. Главный герой настур, пытаясь вызволить из плена своего брата, воюет с племенем людоедов, которое жило на Хоккайдо.
– Значение этого издания трудно переоценить. Оценить бы. Такие книги важны для сохранения культуры и истории не только отдельно взятого народа, но и человечества в целом. Мне повезло – я уже прочитала настур. При чтении у меня возникало такое сложное чувство, какой-то священный трепет. Мне казалось, что я проваливаюсь в глубь тысячелетий, – делится своими впечатлениями сахалинский автор, член Союза писателей России Ирина Левитес.
Кстати, книга «Эпос сахалинских нивхов» вышла в прошлом году в Москве тиражом в тысячу экземпляров. Финансовую поддержку издания осуществляла компания «Сахалин Энерджи». Ознакомиться с уникальной книгой пока можно только в областной универсальной научной библиотеке, но чуть позже экземпляры «Эпоса сахалинских нивхов» должны появиться и в муниципальных библиотеках.
Звания и заслуги Владимира Санги можно перечислять долго. Он – широко известный в России и за рубежом писатель, основоположник нивхской литературы, создатель нивхского алфавита, лауреат Государственной премии Российской Федерации, активный общественный деятель, вождь нивхского племени Кетнивгун, член Международной лиги защиты прав и свобод человека при экономическом и социальном совете ООН.
Писатель родился в 1935 году в стойбище Набиль. Окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена. Работал преподавателем в Александровск-Сахалинском педучилище и в Ногликской школе-интернате.
В 1962 году стал членом Союза писателей СССР. В 1988 награжден Государственной премией РСФСР имени М. Горького за произведение «Путешествие в стойбище Лунво».
Владимир Михайлович несколько лет жил в Москве, но в 1996 году вернулся в родные места, сегодня живет в Ногликах.