Глухие сахалинцы сыграли в спектакле «Англетер»
Театр тишины
Проект «Театр тишины» реализуется в рамках программы «Доступная среда в Сахалинской области на 2013–2018 годы».
Тайну смерти Сергея Есенина расследовали на сцене Сахалинского театра кукол. Премьерный спектакль для взрослых «Англетер» перенес зрителей в номер одноименной гостиницы, где утром 28 декабря 1925 года знаменитого поэта нашли мертвым.
Убили Есенина, или это было самоубийство – споры продолжаются до сих пор. Ответ на вопрос взялся искать актер островного театра кукол Элистин Михайлов, который уже не впервые выступает в роли режиссера-постановщика. Пьеса принадлежит перу его однокурсника, выпускника Ярославского театрального института Давида Дорунца.
«Англетер» – это первый спектакль в рамках проекта «Театр тишины». Вместе с профессиональными актерами на сцену вышли сахалинцы из регионального отделения Всероссийского общества глухих.
Идея раскрыть драматический талант людей с ограниченными возможностями здоровья принадлежит Э. Михайлову. Замысел постановки родился пять лет назад. Как говорит режиссер-постановщик, на слабослышащих зрителей спектакль пока не рассчитан. Но если «Театр тишины» продолжит жить, он станет понятным для всех.
В основе премьерного спектакля – последняя поэма Есенина «Черный человек». Это одно из самых загадочных и неоднозначных произведений поэта. Встреча с Черным человеком, «прескверным гостем», послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.
Между реальностью и иллюзией
В «Англетере» детектив перемешивается с мистикой. Здесь используются реальные факты расследования Эдуарда Хлысталова, который выдвинул версию об убийстве «последнего поэта деревни».
В роли следователя, буквально примерившего на себя смерть Есенина, выступил актер Евгений Панихин. «Внимательно изучив обстоятельства в номере гостиницы, я понял, что версия самоубийства не выдерживает никакой критики», – мечется следователь.
Постепенно границы между реальностью и иллюзией стираются. Найти ключ к тайне помогает сам Александр Сергеевич Пушкин. В необычной манере воплотил образ «солнца русской поэзии» Дмитрий Добролюбов.
На сцене появляются куклы Моцарта и Сальери. Ведь к великому композитору перед смертью тоже наведывался Черный человек. Чекисты в жутких клоунских масках изображают торжественно-жуткие танцы.
Глухие актеры появлялись на сцене в роли безмолвных призраков. Последняя жена Есенина, внучка великого писателя Софья Толстая, (Анастасия Нестерова) умерла в возрасте 57 лет, храня вечную любовь к поэту. Главная страсть в жизни Есенина – Айседора Дункан (Марина Гайдамащук) – пережила его всего на полгода: ее шарф случайно намотался на заднее колесо кабриолета. Друг и литературный секретарь Галина Бениславская (Егине Севоян) застрелилась на могиле поэта через год после его смерти. В роли детей Есенина выступили юные Карина и Кирилл Гайдамащук – дети актрисы, сыгравшей Айседору Дункан.
Наравне
Языковой барьер между глухими актерами и режиссером пыталась стереть сурдопереводчик, педагог-организатор Сахалинского техникума сервиса Елена Сокольская.
– Нужно знать психологию инвалидов по слуху, нужно понимать, что у них другое восприятие мира, пространства. В первой сцене, например, девушки выступали с завязанными глазами. Для них это невероятно сложно, – рассказывает Елена Константиновна.
Особый отбор глухих артистов не проводился, достаточно было только желания творить. Актеры-любители из общества глухих с большим интересом включились в работу над спектаклем. Репетиции начались в конце апреля и проходили три раза в неделю.
– Сначала мы выполняли специальные упражнения на внимание, осваивали сценическое движение. Это была подготовка к раскрепощению нас как артистов. Постепенно задания усложнялись. Дети сначала думали, что все будет легко, просто, весело, но вскоре поняли, что нужно много работать над собой. Кириллу было сложно оставаться серьезным, он привык всегда улыбаться, – делится Марина Гайдамащук.
На сцену глухие сахалинцы вышли далеко не впервые. Егине Севоян постоянно выступает на смотрах художественной самодеятельности инвалидов. На недавнем конкурсе жестовое пение принесло ей призовое место.
Молодая семья Гайдамащук тоже не может представить свою жизнь без творчества. Дети занимаются рукоделием, любят рисовать, поют жестами. Семья своим примером демонстрирует, что такое неограниченные возможности. Они занимаются горнолыжным спортом, каякингом, завоевывают награды. По выходным участвуют в автопробегах.
– Многие считают, что раз инвалиды, то нам сложно, но мы наравне со слышащими, – улыбается Марина.
Глухие артисты признаются, что с удовольствием приняли бы участие в «Театре тишины» снова. Переводчик Е. Сокольская надеется, что следующая постановка станет более легкой, красочной, веселой.
– В моем видении, должно быть так, чтобы человек с ограниченными возможностями и здоровый человек общались на сцене, понимая друг друга. Глухие актеры очень пластичные, интересные эмоционально. Мимика, жесты, пластика рук – на этом всем можно так сыграть и так красиво преподнести, – считает Елена Константиновна.