Актер любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «Губернских ведомостей». Естественно, разговор начался с «Зеленой кареты».
- У меня сложилось ощущение, что роль Виктора Раевского писалась именно на вас…
- Нет, этой истории более десяти лет, и сюжет фильма основан на реальных событиях. Сценарист Артем Виткин рассказывал, что в свое время он видел в этой роли Владимира Машкова. А когда через десять лет вернулся к своему замыслу, продюсер фильма Ренат Давлетьяров посоветовал режиссеру и сценаристу обратить внимание на мою кандидатуру. Я очень долго сомневался, соглашаться ли на нее. И решился только тогда, когда понял, что я не боюсь судьбы своего героя и перестал проецировать его историю на свою жизнь и семью. Я увидел в персонажах фильма хороших и добрых людей, достойных любви, прощения и великодушия.
После долгих споров с режиссером Олегом Асадулиным мы нашли островки понимания в том, о чем будет картина. Чтобы это был не моралите, а фильм о том, что болит. И очень хочется донести это до зрителя. Для меня эта картина очень дорога: ее можно назвать этапной в моей 15-летней работе в кино.
- Вашему герою авторы подарили возможность «отмотать» пленку назад. Вы согласны, что «никогда не поздно снова начать всю жизнь, начать весь путь»?
- Есть такая пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло». По большому счету, счастье и удача приходят к человеку в результате преодоления каких-то «экзаменов», которые ему устраивает судьба. И нужно не только с юмором оценивать свои падения, а видеть в этом возможность подъема. Ведь испытания посылаются для того, чтобы встать и двигаться дальше. Ценность именно в этом движении вперед, восстановлении своей траектории жизни. В этом смысле на определенном отрезке жизненного пути ты стартуешь вновь. То есть судьба дает тебе шанс попробовать еще раз, как герою нашего фильма.
- Как долго вы «стряхивали» с себя Виктора Раевского?
- Признак профессионализма – выходить из персонажа еще на съемочной площадке после команды «стоп» режиссера. Все остальное уже связано с диагнозом. Нормальные люди понимают, что корень нашей профессии – игра. И степень нашего соучастия в ней подымает эту профессию до высокого уровня. Планка отношения к ремеслу, призванию, складывается из многих компонентов. Мы должны помнить величие и традиции русской театральной школы, на которой воспитываемся, и сохранять их.
- Несколько слов о «Бумере», который открыл для широкого зрителя вас как актера…
- Это была курсовая работа нашего однокашника по ВГИКу Петра Буслова. Он за две недели написал сценарий, потому что это реальная история, произошедшая с его друзьями и с ним. У него в Хабаровске в 15 лет была своя «бригада», и наш институт оказался возможностью распроститься с этим миром. И в своем фильме он рассказал о том, что у него болит и в чем он разбирался. Кстати, в «Бумер» я попал в последний момент. Конечно, нашей компании крупно повезло, потому что в большом кино никто из нас еще не снимался. Но у фильма была трудная прокатная судьба. Нам просто повезло, что картину показали на «Кинотавре». Вернее, в программе «Кинорынок». И когда полфестиваля ушло на второй показ, фильм взяли на Московский международный кинофестиваль. И с той поры часто приходится отвечать на вопрос: «Ты зачем пацанов бросил?».
- Расскажите немного о своих корнях.
- Мама моя родом из вологодской деревни. Папа родился тоже в деревне – только между Тамбовом и Воронежем, и в ней все Мерзликины. Никто друг другу не родственник, а просто однофамилец. Тогда фамилию давали всему поселению. И на погосте там одни Мерзликины. Отец был одним из 11 детей, все выросли достойными людьми, никто не опозорил фамилию. Папа очень гордится тем, что у нас в роду не было ни воров, ни пьяниц. И то же самое по материнской линии. Но я родился в подмосковном Королеве, жил там до 20 лет. Конечно, космическая столица России повлияла на выбор первой профессии – радиотехника космического машиностроения, но когда космическая индустрия как таковая перестала существовать и заводы стали делать скороварки и кухонные комбайны, я из нее ушел.
- И как вы оказались в кинематографе?
- В кино я случайный человек. И в профессию артиста влюбился почти к окончанию ВГИКа. Только на четвертом курсе института я понял, что это достойная профессия и стал к ней по-другому относиться. Хотя до 30 лет ничего не получалось. Но мне помогало такое легкое отношение к этому: думал, не пойдет – брошу.
- В чем секрет вашего оптимизма?
- Мой опыт убеждает: когда с тобой случается неприятность, это для чего-то нужно. В жизни ничего не бывает просто так: это реальная практика. Как в математике 2 + 2 = 4. Как аксиомы: сунешь руку в костер – будет больно, совершишь плохой поступок – это вернется. Это не философия сантиментов, а жестокая правда. Как фильм «Бумер». Ведь название от слова «бумеранг»: все вернется, как отвертка нашему герою. Ничто не пройдет бесследно. Об этом говорят нам умные хорошие книги. В том числе и величайшее наследие православной культуры – святоотеческие толкования. В них уникальный опыт наших предков, которые говорят: мы пришли к этим законам на собственном опыте, поверьте нам на слово.
- А как вы воспитываете ваших четверых детей?
- Воспитание - это симбиоз улицы, школы, друзей-товарищей, телевидения, книг, Интернета. Последнее для моих еще не актуально, но, видимо, скоро придется осваивать новые для меня слова «фэйк» и «вбросы». А в целом, хочется уберечь детей – и своих, и чужих – от мнения огромной анонимной толпы в социальных сетях, которой успешно манипулируют. Человек взрослеет, когда он научается отделять зерна от плевел. Сохранив при этом чистую совесть и понимая, что мир намного шире в диапазоне своем, чем Всемирная сеть.
А в целом, нынешнее молодое поколение потрясающее: оно не хуже и не лучше нас – оно просто другое. Мы так боимся, что они будут не такими, как мы сами или какими мы себе их представляем. На самом деле это поколении не собирается жить необразованным, не собирается быть аутсайдерами, не собирается горевать, если что-то не получается. Эти люди стремятся вперед, чтобы реализоваться и творчески, и по-человечески. Гораздо важнее, что мы оставим им в наследство. Здесь нужно думать о том, что какую страну мы им оставим? Мы сами не являемся носителями величия той культуры, которое мы на словах декларируем молодому поколению. Начинать нужно с себя. И молодежь чувствует, когда ты адекватно оцениваешь их. Она ценит, когда взрослые могут признавать свои ошибки.
- С вашей работоспособностью вы можете обогнать самого Марчелло Мастроянни, который за полвека в кинематографе сыграл почти в 80 фильмах. В вашем списке уже около 60 названий.
- Официальная статистика сильно преувеличивает количество. Даже если ты мельком появился на экране, картину уже вставляют в фильмографию. У меня картин, о которых можно поговорить и судить как о полноценной работе, наберется, может быть, 20-30.
- Вы снимались у многих знаковых режиссеров. А с кем вы мечтаете поработать?
- С Валерием Тодоровским. Я работал в фильме, где он был продюсером. Думаю, этот художник обладает интересным взглядом на кино. Вершиной для меня является его фильм «Любовники»: обожаю такую драматургию.
Во время короткого визита на Сахалин актер поднялся на Большевик, съездил в Пригородное и пообщался со своими поклонниками
Когда космическая промышленность России потеряла ценного специалиста, в отечественный кинематограф пришел крупный незаурядный артист. Благодаря такой рокировке огромная зрительская аудитории всех возрастов получила одного из своих любимцев – Андрея Мерзликина. Благодаря Году российского кино островные киноманы получили возможность пообщаться с ним. В прошедший уикенд он встретился со своими поклонниками в трех городах Сахалина – Долинске, Холмске и Южно-Сахалинске. В областном центре он представил зрителям картину «Зеленая карета», а в двух других городах – «Училку».
Зрителей ждут четыре фильма режиссера Алексея Петрухина с участием Андрея Мерзликина, в том числе «Преступление и наказание».
В «Комсомольце» московский гость после сахалинской премьеры оказался в плотном кольце своих фанатов, выстроившихся в очередь за автографом и возможностью просто пожать руку кумиру и поблагодарить за роль в «Зеленой карете». Герой фильма Виктор Раевский – успешный режиссер со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами – красивые женщины, фестивали, награды. И все это обрывается в один момент страшной трагедией. Его игра в этой картине – на «разрыв аорты», впрочем, как и в других фильмах, которые попали на большой экран. К сожалению, часть картин с участием Андрея Мерзликина ждет широкого проката на полках.