На Сахалине Летов сыграл с немым

25 октября 2018, 12:15Духовное
Фото:

Сергей Летов дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту

Музыкант с мировым именем Сергей Летов приехал на Сахалин, чтобы принять участие в фестивале «Немое кино. Живая музыка». Он озвучил последний фильм фестиваля по сценарию Владимира Маяковского «Декабрюхов и Октябрюхов». О немом кино, отношении к великому классику, импровизации и путешествиях мы поговорили с ним накануне выступления.

– Сергей Федорович, как получилось, что вы стали создавать музыкальное сопровождение для немого кино?

– Это было году в 1996-м. Весь мир тогда отмечал 100-летие первого фильма в истории человечества французского «Прибытия поезда». А  Центр немецкой культуры им. Гетте предложил мне сделать проект, посвященный 100-летию первого немецкого фильма братьев Складановских, которые изобрели первый кинопроектор – биоскоп. Фильм, по сути,  представлял собой маленькие фрагментики: русские балалаечники в парке, боксер и кенгуру, дама с покрывалом… Это  была первая моя работа с немым кино. Я сделал большой мультимедийный проект с танцовщиками, проекциями, даже с элементами компьютерной графики. Впоследствии меня как саксофониста пригласили и к работе над немым фильмом «Фауст», 1926 года Фридриха Мурнау.

Таким образом, мне удалось поработать более чем над тридцатью фильмами. В 2010 году я даже был удостоен гранта президента РФ «Немое кино. Живая музыка».

– Насколько сложен процесс озвучивания немого кино?

– Главное – показать фильм современному зрителю так, чтобы он воспринимался не как что-то архаическое, не как то, что достали с пыльной полки, и не как музейный экспонат… А что-то живое, что играет современными красками, отзывается в душе зрителя. Поэтому и средства нужны современные. Теперь совершенно необязательно, чтобы тапер (человек, озвучивающий фильм. – Прим. ред.) был пианистом. У нас есть возможность более широко использовать другие инструменты – струнные, духовые, электронные… Вообще, подготовка музыки к фильму начинается с выбора партнера: с кем это интересно было бы сделать. Вот недавно, к примеру, я работал с молодым исполнителем на терменвоксе – это музыкальный инструмент, который изобрели в 1920 году. На нем еще Владимир Ленин играл.

– А фильм Маяковского «Декабрюхов и Октябрюхов», которым закрылся фестиваль немого кино на Сахалине, когда впервые увидели?

– Впервые – совсем недавно. В этом году его показывали в Москве в честь дня рождения Маяковского, и меня пригласили его озвучить. Тогда мне удалось взять копию этого фильма. Но, безусловно, моя работа там и здесь будут сильно отличаться, я прежде всего импровизатор. В этом фильме дробный монтаж, все меняется каждые несколько секунд. Так принято было монтировать кино в 1920-х годах. Конечно, под это приходится подстраиваться.

– Учитываете ли вы, какая перед вами аудитория, перед тем как начинаете играть?

– Я, скорее, играю для всех. Если речь идет о немом кино, то достаточно долго настраиваюсь перед выступлением… Конечно, если я выступаю в ночном клубе, а такое бывает, моя задача сделать музыку поярче, попроще. Но на самом деле если ночной клуб приглашает меня, то он сам на себя берет все риски.

–  Что из инструментов вы с собой привезли?

– Вообще-то я саксофонист. Но, помимо этого, люблю электронные духовые инструменты. С собой я привез японский инструмент Roland Aerophone AE-10, это новинка, созданная в прошлом году. Он сегодня довольно успешно развивается, играет самыми разными звуками – контрабас, труба, колокольчики, орган, имитирует даже человеческий голос.

Помимо этого, я привез небольшой саксофон, правда, в компании «Аэрофлот» были проблемы с его провозом, он не соответствовал нужным габаритам. Вообще, новые требования наших авиакомпаний поставили музыкантов в достаточно затруднительное положение. Скоро мне лететь в Германию «Аэрофлотом», нужно брать большой саксофон, и я волнуюсь заранее.

– Как вы относитесь к Владимиру Маяковскому?

Любовь к Маяковскому возникла у меня уже во взрослом возрасте. В школе из-за коммунистической пропаганды я воспринимал его только как официозного советского поэта.  Как выдающийся яркий  человек он открылся мне много позже, благодаря участнику группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше. Он записывал диск «Трибьют Маяковскому» и пригласил меня. И та подборка стихов, который он сделал, показалась мне очень интересной.

В моей жизни уже были некоторые интересные проекты, связанные с этим автором. В прошлом году в Брюсселе  Бельгийская партия труда отмечала 7 ноября, и устроили  большой вечер поэзии Маяковского. Негритянки на фламандском языке читали «я волком бы выгрыз бюрократизм», это производило странное, но сильное впечатление. А я выступал вместе с французской актрисой Валерией Шене и ее мужем. Они читали «Облако в штанах», я  аккомпанировал на флейте и сопрано-саксофоне. А в этом году на Красной площади вместе с Леонидом и Мариной Красновыми мы исполняли трагедию Маяковского 1916 года. Так что проектов, связанных с ним много, и многие из них будут продолжены.

– На Сахалине вы уже второй раз. Есть ли планы еще раз посетить остров?

– Удивительно складывается: в Японии я был уже с десяток раз, а здесь всего второй. Конечно, я заинтересован в том, чтобы вернуться вновь. Приятно путешествовать по нашей необъятной Родине, выступать то на Северном ледовитом океане, то на берегах Охотского моря… Может, будут организованы какие-то джазовые проекты, было бы интересно приехать с моими друзьями-музыкантами из Японии и Кореи. Так что приглашайте, желание есть.

Авторы:Татьяна Тихонова