«Поэма о топоре»: в сахалинских театрах ставили социалистический сюр

22 апреля 2019, 16:23Духовное
Фото: Театр рабочей молодежи, Оха, 1936 г.

Первые профессиональные театры на нашем острове работали под контролем цензоров и в ужасных бытовых условиях.

Труппа из Москвы

К 30-м годам прошлого столетия дикий, каторжный край превратился во всесоюзную социалистическую стройку. Северный Сахалин переживал переселенческий бум. По всей стране шла вербовка специалистов и рабочих на сахалинские шахты, в леспромхозы, на нефтяные и рыбные промыслы. Небывало быстро увеличивалось население области. Вместе с важными хозяйственными задачами решались и вопросы культурного строительства.

В 1930 году в городе Александровске окружным советом профсоюзов был организован драматический театр. Первым художественным руководителем и главным его режиссером стал Евгений Муратов. Всю труппу, насчитывавшую 23 человека, сформировали в Москве. С большими трудностями, через Владивосток, артисты добирались до острова. С проблемами пришлось столкнуться и на месте. Помещение, выделенное для театра, было неблагоустроенным, сцена – необорудованной, не хватало жилья для артистов.

В течение первых лет театр ставил по шесть премьер в месяц.

Агитация и классика

Творческая работа театральных коллективов проходила под контролем партийной цензуры – художественно-политического совета (ХПС). Репертуар советского театра в те годы формировался на произведениях, пронизанных большевистской агитацией. «Виринея» Лидии Сейфуллиной и Валериана Правдухина, «Ярость» Евгения Яновского, «Хлеб» Владимира Киршона, «Поднятая целина» Михаила Шолохова на десятилетия заняли театральные подмостки, воспевая коллективизацию деревни. Тема социалистической индустриализации воплотилась в пьесах «Цемент» Федора Гладкова, «Рельсы гудят» Владимира Киршона, «Чудак» Александра Афиногенова, «Поэма о топоре», «Темп», «Мой друг» Николая Погодина. Прочное место в репертуаре занимали исторические пьесы, призванные внедрить в сознание людей концепцию Октябрьской революции: «Страх» Александра Афиногенова, «Платон Кречет» и «Гибель эскадры» Александра Корнейчука, «Человек с ружьем» Николая Погодина, «Мятеж» по роману Дмитрия Фурманова, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Интервенция» Льва Славина.

Сахалинский областной драматический театр, г. Александровск, 1935 г.

С первых дней работы театр не расставался и с лучшими произведениями русской и зарубежной классики. Ставятся пьесы Александра Островского, Антона Чехова, Александра Грибоедова, Николая Гоголя, Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Феликса Лопе де Веги, Карло Гольдони.

Всего за 1930–1935 годы в областном драматическом театре было поставлено 90 пьес, которые просмотрело больше 300 тысяч жителей Северного Сахалина.

Едва ли храм

Материальная база первого профессионального театра на Сахалине была крайне слабой. Ветхое, мало-мальски приспособленное для игры актеров здание, требующее постоянного ремонта, едва ли можно было назвать храмом искусства.

Отсутствие нормальных условий для сценической деятельности, жилья и всего самого необходимого было главной причиной того, что на протяжении первых пяти-шести лет актерские труппы театра к началу сезона практически полностью обновлялись. Как правило, в 1930-х артисты и режиссеры стремились любой ценой выехать на материк, отработав на острове по договору один-два года.

В 1940 году в связи с юбилеем Александровского драматического театра Сахалинский облисполком представил к присвоению почетного звания «Заслуженный артист РСФСР» Людмилу Россову, Михаила Лызлова и Николая Григорьева. К награждению медалью «За трудовое отличие» был выделен Алексей Косычев, работавший бутафором областного драматического театра с 1934 года. Однако по каким-то причинам нвручение государственных наград работникам театра так и не состоялось.

Фото-коллаж к спектаклю «Патент № 119». Рабочий театр. Оха. 1934 г.

В ноябре 1932 года в Александровске создают Театр юного зрителя (ТЮЗ) и школу-студию по подготовке актеров, режиссеров, инструкторов-организаторов и массовиков детской художественной самодеятельности. Теперь энтузиасты из числа рабочей молодежи могли приобрести профессиональную подготовку и в дальнейшем стать организаторами театральной и художественной самодеятельности. ТЮЗ полностью состоял из комсомольцев, пришедших с производства. За два года существования он дал 132 выступления перед 33 тысячами зрителей. К сожалению, деятельность первого на Сахалине Театра юного зрителя оказалась недолгой. 1 апреля 1934 года бюро обкома ВКП(б) приняло решение о ликвидации ТЮЗа «ввиду отсутствия средств».

Создать и… распустить

Наряду с Александровском еще одним очагом зарождения и распространения театральной культуры на Северном Сахалине стал город Оха – столица сахалинских нефтяников. 3 декабря 1932 года газета «Сахалинский нефтяник» сообщала об открытии в Охе Театра рабочей молодежи.

Примерно в это же время в Охе возник и свой Театр юного зрителя, который, к сожалению, просуществовал недолго. 5 мая 1933 года на заседании бюро Сахалинского обкома ВКП(б) было решено ТЮЗ в Охе «как неправильно созданный и за отсутствием материальной базы» распустить.

Охинский Театр рабочей молодежи сначала размещался в клубе имени Блюхера, а в декабре 1934 года получил в распоряжение собственное здание – одноэтажный деревянный барак. Формируемый под присмотром художественно-политического совета репертуар Охинского театра был вполне стандартным. Например, в сезоне 1934/35 года основное место занимают спектакли «Любовь Яровая», «Разлом», «Без вины виноватые», «Декабристы», «Миллион терзаний», «Хлеб», «Домик», «Коварство и любовь», «Ревизор». В июне 1936 года – Охинский театр, как самостоятельное культурно-просветительное учреждение, на некоторое время прекратил свое существование, а в его здании сделали кинотеатр «Нефтяник».

Автор текста Анна Исайкина 

Фото государственного исторического архива Сахалинской области 

Авторы:ГВ Корректоры