Островский без трюков и дневник жениха: фестиваль «Золотая Маска на Сахалине» очаровал зрителей

29 апреля 2019, 19:13Духовное
Фото:

Его организаторы привезли на остров четыре замечательных спектакля.

«Золотая Маска на Сахалине» проходила в Чехов-центре с 20 по 29 апреля. Фестиваль приурочен к 25-летию главной театральной премии России. Южно-Сахалинск стал первым городом, где встретили юбилейную «Маску».

Московские артисты сыграли на сахалинской сцене четыре спектакля: «Волки и овцы» Мастерской Петра Фоменко, «Обещание на рассвете» Театра имени Пушкина, «Сказки на всякий случай» Российского академического молодежного театра и «Русский роман» Театра имени Маяковского.

На всех спектаклях был аншлаг. А московские режиссеры и актеры в один голос отмечали, что на Сахалине очень чуткий и внимательный зритель.

Простая комедия 

«Волки и овцы», который открыл фестиваль, на год старше Мастерской Петра Фоменко. Спектакль по комедии Александра Островского живет на сцене 27-й год, но и в наш век театральных экспериментов от классической постановки невозможно оторвать взгляда.

Я люблю современный театр, где действие из позапрошлого столетия переносится в будущее, где на сцене можно увидеть отрубленные головы или раздавленные гигантские помидоры. Мне как зрителю, избалованному визуальными эффектами кино, и в театре сегодня хочется видеть что-то эдакое, неожиданное, разгадывать символы, тонко зашитые режиссером в ткань спектакля.

Но это никак не относится к «Волкам и овцам». Спектакль не удивит зрителя замысловатой сценографией. Пара диванчиков накрыта клетчатыми пледами. Пузатые вазочки на длинноногих столиках, светильник под тканевым абажуром, фотографии в рамочках, граммофон, связанные крючком ажурные салфетки… Убранство помещичьей гостиной воссоздано с трогательным вниманием к деталям.

Ни тебе бассейна с полуобнаженными девушками, ни видеопроекции, ни экстремальных трюков. Отчего же тогда смотришь на часы, когда объявляют антракт, и с удивлением обнаруживаешь, что прошло целых два часа? Просто актерская игра настолько виртуозна, что каждую мизансцену хочется записать в памяти. Каждая интонация открывает неповторимый ритм текста Островского, который писал, казалось бы, о простых бытовых вещах.

Мадлен Джабраилова в образе помещицы Меропии Давыдовны, девицы лет 65, разговаривает хриплым голосом Кощея, чахнущего над златом. А неподражаемая Галина Тюнина в роли бедной родственницы Глафиры Алексеевны одним только своим зовом «Михал Борисы-ы-ыч» способна уговорить жениться даже самого закоренелого холостяка. Такого, как почетный мировой судья Лыняев (Алексей Колубков).

Галина Кашковская – богатая молодая вдовушка Евлампия Купавина – звенящим голоском и соломенными кудряшками так и напоминает невинную овечку. И как легко удается Беркутову (Карэн Бадалов) заманить ее в свою волчью ловушку!

Трескучий слуга

Любуешься в этом спектакле даже самыми небольшими ролями. Заслуженный артист России Андрей Казаков играет в «Волках и овцах» двух слуг.

– Треск за сценой – это тоже я. По моим скромным подсчетам, я перетрещал фанеры тонны на две. Но меня так и не вписали в программку как художника по треску, – шутит Андрей Казаков. – Наша Мастерская подразумевает театральный эксперимент. Вместе с тем,мы стремимся к одному – не растерять то, что в нас заложил Петр Наумович Фоменко. Он всегда советовал беречь автора, искать его в тексте, а не вставлять свои измышления. Мне нравится далеко не все, что идет сегодня в московских театрах. На первый план выходят режиссерское восприятие литературного материала, стремление к эпатажу. Но зрительское внимание можно завоевать не только обнаженными телами и матерными словами на сцене.

И Мастерской Петра Фоменко это удается – аншлаги в зале обеспечивают великолепная актерская игра и новые грани в знакомых со школьной скамьи произведениях. Театр вырос из курса Петра Наумовича в ГИТИСе. Сегодня в труппе уже 64 артиста, а в репертуаре – 64 спектакля.

Мастерская удостоилась множества «Золотых Масок», но, по словам директора театра Андрея Воробьева, высокие награды не должны играть большой роли.

– Петр Фоменко – величайший режиссер и учитель нашего времени, каждый раз, когда сдавал спектакль, волновался, как мальчишка. Никакие награды и заслуги не помогут, если зрители не готовы вступать с тобой в диалог, обмениваться энергией. Когда этого нет, спектакль превращается в генеральный прогон, – замечает Воробьев.

После премьеры, которая состоялась в  1992 году, «Волки и овцы» пользуются неизменной зрительской любовью. Постановка побывала в Польше, Австрии, Германии, Франции, но в России сахалинские гастроли стали самыми дальними.

Мама приказала убить Гитлера

Московский драматический театр имени Пушкина дебютировал на сахалинской сцене с «Обещанием на рассвете» по автобиографическому роману Ромена Гари. Он же – Роман Кацев, французский писатель польско-еврейского происхождения родом из Вильно. Кинорежиссер, военный летчик, дипломат, литератор, он множество раз менял псевдонимы, чтобы сбить с толку критиков.

Как может один человек совмещать в себе огромное количество талантов? Ответ найдете в «Обещании на рассвете», которое Ромен Гари посвятил главной женщине в своей судьбе – матери.

Провинциальная актриса всю жизнь положила на то, чтобы сын оставил свое имя в истории. Едва сводя концы с концами, она каждый день подает на обед бифштекс «как символ победы над судьбой». А сама при этом притворяется, что не ест мясо.

Она воображает мальчика то великим писателем, то героем войны. В один момент она даже находит для него пистолет. «Ты убьешь Гитлера», – безапелляционно заявляет любящая мама.

Чтобы сыграть прозаическое произведение на сцене, в Театре им. Пушкина решили придать «Обещанию на рассвете» кинематографичности. Здесь и немое кино, и одноголосый перевод. А сценическое пространство в дереве и металле напоминает съемочный павильон.

В центре театрального действа – двое. Мама – Александра Урсуляк и сын – Андрей Заводюк, который на пару десятков лет ее старше. С высоты прожитых лет сын вспоминает, как мама говорила, что никогда он не встретит женщину, которая любила бы его так, как она. Именно материнская любовь – безграничная, всепрощающая, иногда удушающая – определила будущее литературной знаменитости.

Безоговорочная материнская вера в сына дарит герою веру в самого себя. Она и помогла герою достичь будущего, что для него намечтала мама. И в конце сын – в душе все тот же маленький мальчик – летит поделиться своей радостью с мамой. Сам генерал де Голль приколол почетный орден ему на грудь!

Но любящая мама  уже не может разделить с сыном счастье – три года назад  болезнь прервала ее жизнь. А те две сотни писем, что он получал, пока воевал на фронте за любимую матерью Францию и мир, написала заранее. Она понимала: иначе у него не будет стимула вершить великие дела.

Полвека ревности

Каково быть женой гения, рассказывает Московский академический театр имени Маяковского в спектакле «Русский роман». Постановка, получившая сразу три «Золотые Маски» (лучший спектакль большой формы, лучшая женская роль, лучшая работа драматурга), поставила эффектную драматичную точку в фестивале на Сахалине.

Режиссер Миндаугас Карбаускис и драматург Марюс Ивашкявичюс сплетают реальную биографию Льва Толстого и сцены из его произведений. Драма семейной жизни Толстых с надломом античной трагедии подается через образ Софьи Андреевны, которую блистательно сыграла народная артистка России Евгения Симонова.

Спектакль соткан из 12 картин, и вслед за авторской мыслью зритель путешествует из XIX столетия в XX, из Ясной Поляны в имение Левина и в Москву. «Везде и нигде» – так обозначено место действия первой картины «Русского романа». Софья Андреевна бредет по железнодорожной станции, отсылая зрителей к самоубийству Анны Карениной и смерти Льва Николаевича. Известный писатель умер на станции Астапово, так и не простившись с женой.

Сам Толстой ни разу не появляется на сцене. Он то голос свыше, отвечающий Софье Андреевне, то молодой и влюбленный Левин. Но в сценическом пространстве, созданном художником Сергеем Бархиным, все время чувствуется присутствие великого классика. Большие белые колонны в глубине сцены символизируют  дворянскую усадьбу. С ней соседствуют внушительный стог сена, печка и стопки книг.

В этом схематичном мире Софья Андреевна в образе юной Кити под тревожно гнетущую музыку идет под венец. Влюбленную не оттолкнула ни перспектива переехать в деревню, ни дневник холостяцких похождений жениха, который тот из желания быть честным отдал ей после помолвки.

«Полистала, поплакала и пошла за него», – вспоминает Софья Андреевна на сцене. Только эти откровения стали ядом для души влюбленной девушки. И спустя почти полвека в браке она отравляет себя ревностью. Софья Андреевна видит соперников в 75-летней крестьянке Аксинье, друге Толстого Черткове (образы обоих великолепно воплощает заслуженная артистка России Татьяна Орлова) и даже собственной дочери Саше.

«Зачем ты себя мучаешь?» – вместе со всем зрительным залом спрашивает у матери сын Лев.

Такова «работа» жены, уверена графиня. Она посвятила Толстому всю себя, дала жизнь тринадцати детям, пятеро из которых умерли в детстве, но не смогла принять то,  что мужа-гения приходится делить со всем миром.

Фото с сайта Чехов-центра

Авторы:Анна Сухоребрик