Хабаровский краевой театр юного зрителя привез на фестиваль «Сахалинская рампа» спектакль «Дознание» по пьесе немецкого писателя Петера Вайса. 23 и 24 июня сахалинские театралы шли в Чехов-центр, а оказались на складе.
Это был мой самый необычный путь в зрительный зал.
— Вы на «Дознание»? — услышала я на входе в Чехов-центр. — Тогда бегите на автобус. Большой белый, ждет через дорогу.
С тремя десятками пассажиров-зрителей на борту прибываем на территорию автомастерской. Не спектакль, а квест, или, как сегодня модно говорить, перформанс. Каждый зритель получает наклейку с номером, остро заточенный карандаш и то ли листок из досье, то ли театральную программку.
На вопрос водителя, через сколько ему вернуться, завлит Хабаровского ТЮЗа Анна Шавгарова, сделав большую паузу, отвечает: «Через два часа». Становится ясно, что к этому времени мы явно не освободимся.
Нас приглашают в гараж. Все декорации составляют автомобильные покрышки, а две длинные деревянные лавки — одновременно партер и амфитеатр. Гаражная дверь опускается.
Тишину и темноту разрывает черный джип, громко играет песня на немецком. Из авто выходят пятеро артистов — Галина Бабурина, Елена Колесникова, Татьяна Широкова, Сергей Мартынов и Михаил Тычинин, он же режиссер «Дознания». Мужчины — в классических костюмах, дамы — в темных платьях в пол по моде прошлого века.
Существует правдоподобная легенда, что редактор этой пьесы Петера Вайса оставил на титульном листе свой вердикт: «Для постановки в театре невозможна, так как слишком страшна». В основе — документальные материалы судебного процесса 1963 года над нацистами, кто убивал, мучал и просто молчаливо принимал ад, творящийся в Освенциме.
Режиссер оставляет зрителей наедине с текстом. Следуя правилам спектакля, мы по цепочке читаем сначала про себя, а потом вслух, пока не прозвонит колокольчик, как один из докторов коцлагеря загубил 119 детей, а в это время артисты противно скребут щеткой по полу и перетаскивают большие полиэтиленовые мешки. Ассоциации леденят душу.
Актеры раздают нам леденцы, потом вручают алюминиевые чашки, наполняют их водой. Зачем все это? И вот наступает черед задавать вопросы. Мы записываем их и начинаем размышлять вслух над своими и чужими записями, завязывается обсуждение спектакля, пьесы, века прошлого и настоящего.
У нас появляется право говорить, и осознание сути этого театрального эксперимента поражает. Мы сами как узники. Мы в газовой камере, и запах бензина от черного джипа в этом театре-гараже навевает мысли о том же. Мы безропотно повинуемся правилам, что нам навязали. Сказали сесть — ерзаем на неудобной лавке, читать — щуримся при свете свечи, поменяться местами — перемещаемся на лавку напротив. Почему мы не прекратили этих неудобств?
Тот же вопрос задается в пьесе. Почему узники не сопротивлялись? Почему безропотно шли в газовую камеру, хотя она вовсе не выглядела, как баня? А почему нацисты не восставали против бесчеловечности гитлеровской фабрики смерти? Верили, что служат великой цели или исполнят воинский долг? Боялись смерти за неповиновение? Оправдывали себя тем, что не убивали и не пытали своими руками?.. Вопросов больше, чем ответов.
Спектакль «Дознание» сыграли больше 20 раз. «За что?» на своих листках зрители написали больше 60 раз. Люди спрашивали: почему в мире так мало любви? Как можно быть такими жестокими? А еще: когда все это закончится? И почему так холодно?
Холодно на складе или в мире, где мало любви и много жестокости? Поводов для размышлений «Дознание» от Хабаровского ТЮЗа оставляет не на один вечер.
Спектакль получил две номинации на главную театральную премию России «Золотая маска»: лучший спектакль малой формы и лучшая работа режиссера. «Дознание» стало лауреатом V межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» в номинации «Новация».