Как ни странно, но в 1946—1947 годах Сахалин имел самую большую сеть профессиональных театров за всю культурную историю. Как выяснил корреспондент РИА «Сахалин-Курилы», два профессиональных театра работали на Северном Сахалине: Александровский и восстановленный после нескольких лет перерыва городской драмтеатр в Охе. Одновременно в шести городах тогда еще Южно-Сахалинской области действовали пять постоянных японских театров и один корейский ансамбль. Естественно, театральный и концертный репертуар внимательно просматривали. Советские власти беспокоила идеологическая направленность театральных постановок и эстрадных выступлений.
Кроме того, 25 июня 1946 года согласно приказу Управления по делам искусств при Совете Министров РСФСР организовали драматический театр в Тойохаре — город тогда еще не переименовали.
2января 1947 года была образована Сахалинская область, и в культурной сфере произошла реорганизация. Театр в Южно-Сахалинске сохранил статус областного, а вот Александровский перешел в категорию городских.
Драмтеатр в Охе в 1948 году закрыли «в результате крайне недостаточного контингента зрителей и отсутствия в Охинском районе площадок для выездных и гастрольных спектаклей… Тем более что коллектив работников этого театра, в связи с окончанием сроков трудовых договоров, в полном составе выезжает на материк, а завоз нового коллектива связан с большими затратами». Это событие стало заметной потерей в культурной жизни северных районов Сахалина…
Бывший областной драматический театр в Александровске-Сахалинском, несмотря на болезненную реорганизацию 1947 года и понижение статуса, оставался одним из ведущих учреждений культуры и искусства на Сахалине. Вопреки множеству проблем и переезду некоторых опытных актеров в Южно-Сахалинск, ему удалось сохранить творческий потенциал труппы. Однако в 1952 году облисполком ходатайствовал перед Советом Министров РСФСР о ликвидации театра, мотивируя свое предложение тем, что его существование в условиях бездотационной работы ведет к увеличению убытков. Он был закрыт, но с 1 сентября 1953 года вновь возобновил свою деятельность.
Иза последние шесть сезонов своего существования Александровский городской драматический театр показал более 20 пьес. Его репертуар был весьма разнообразен по темам и жанрам, откликался на юбилейные даты в истории страны, делал спектакли на злобу дня. Например, данью времени, пропитанному духом холодной войны, стала постановка пьесы Вадима Собко и Бориса Балабана «Сто миллионов», призывавшая к бдительности и борьбе с происками иностранных шпионов и прочих «агентов империализма». Но все же основой репертуара сахалинского театра являлась русская классическая драматургия, большое внимание уделялось и творчеству народов СССР.
Тем не менее 1 июля 1959 года Александровский городской театр расформировали. Официальным основанием для этого послужили указания Совета Министров РСФСР о переводе на самоокупаемость и «об упразднении малохудожественных, дорогостоящих театров».
Многих актеров перевели в Южно-Сахалинский театр. Но ведущая актриса, заслуженная артистка РСФСР Людмила Николаевна Россова осталась в бывшей сахалинской столице и объединила вокруг себя энтузиастов-театралов. Она возглавила коллектив народного самодеятельного театра при городском Доме культуры, который существует и по сей день.
Как уже было сказано, театр в Южно-Сахалинске получил статус областного. Под учреждение культуры был приспособлен самый большой кинотеатр на улице Торговой (ныне улица Крюкова). За два с небольшим месяца сделали прекрасное здание с залом в три яруса, ложами, двумя фойе, большой сценой, комнатами для артистов. Рядом — общежитие для труппы. Фото театра, к сожалению, не сохранилось.
Художественным руководителем театра был назначен известный на Дальнем Востоке режиссер — Николай Иванович Уралов. К открытию первого сезона труппа подготовила репертуар, соответствовавший требованиям времени. 1 января 1947 года долгожданным зрителям торжественно представили спектакль «Любовь Яровая» по пьесе Константина Тренева. Однако вскоре случилась беда — после очередной постановки в первых числах января театр сгорел. Причины пожара остались невыясненными.
Новый театр на улице Ленина, в районе современного сквера у областной библиотеки, начали строить незамедлительно.
В послевоенные годы в областном центре работал еще один Южно-Сахалинский театр Советской армии. Его создали в 1947 году при штабе Дальневосточного военного округа. В монографии «Долгая дорога к большой сцене» авторы Александр Краев и Инга Цупенкова пишут, что отдельного здания у учреждения не было, поэтому спектакли шли в Доме офицеров на улице Сталина, 1 (ныне Коммунистический проспект).
Особую популярность театр завоевал в 1950-е годы. Театральный репертуар включал в себя не только произведения военной тематики, но и другие известные пьесы. Среди наиболее удачных постановок выделялись «Незабываемый 1919-й» Всеволода Вишневского (1951), «Собака на сене» Лопе де Вега (1952), «Волки и овцы» Александра Островского (1952), «Побег» Дмитрия Щеглова (1953) и другие.
В труппе театра имелось достаточно профессиональных и талантливых актеров. В 1950-е годы на сцене военного театра играли заслуженные артисты РСФСР Казимир Шишкин и Николай Буторин, актрисы Клавдия и Софья Рейснер. Главным режиссером стал народный артист УССР, заслуженный артист РСФСР Георгий Полежаев. Много лет преданно служил театру художник Владимир Попов, за что ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Но в 1956 году Южно-Сахалинский театр Советской армии тоже был закрыт, о чем тогда сожалели многие сахалинские зрители.
Автор текста Анна Исайкина