Наталья Кирюхина — своего рода визитная карточка Сахалина. Достаточно назвать созданный ею в областном центре музей медведя или церемонию обжига глиняных изделий «Древние огни Дзёмон», что с 2010 года проходит на берегу моря в Невельске и стала неотъемлемой частью культурной жизни острова. А еще есть ее картины… Их знают в Японии, которую она очень полюбила и где не раз бывала с персональными выставками. Сюда же можно добавить работу художником-постановщиком в нескольких спектаклях Чехов-центра, иллюстрации к книгам, педагогическую деятельность. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» встретился с ней накануне юбилея.
В этом году Наталья Сергеевна отмечает разом 45-летие своей творческой деятельности и 65-летний юбилей, который празднует сегодня, 28 февраля. Художники к таким датам обычно готовят выставки. Кирюхина исключением не стала, но на суд зрителей представила не собственные работы, как можно было ожидать, а экспонаты из своей коллекции — произведения коллег по кисти, подаренные ей в 1980-е годы прошлого тысячелетия. Это тоже дополнительный штрих к ее портрету как художника и как человека. Она признается, что те времена ей особенно дороги. Поэтому и дала такое название своей выставке — «Мы из СССР: графика художников 1980-х».
Надо понимать, какое тогда было время: перестройка и гласность, во всем витает дух обновления. В 1980-х сахалинка вступила в Союз художников СССР и вскоре смогла поехать на своего рода мастер-классы, которые он организовал. В течение двух месяцев начинающие живописцы могли учиться у мэтров в Подмосковье, на даче под названием «Челюскинская».
—Ту атмосферу словами не передашь, — вспоминает Кирюхина. — На базе создали все условия для творчества. В мастерских для работы нашлось практически все. Ну и главное — там было чему и у кого поучиться. Я познакомилась с замечательными художниками, их работами и, конечно, с разными техниками гравюры на металле. Два месяца работы нас очень сдружили.
Молодая художница открыла для себя многообразие методов печатной графики: цинкография, офорт, гравюра по дереву и линолеуму, литография. Набралась смелости попробовать себя в некоторых из них. После двух месяцев учебы люди, расставаясь, дарили друг другу свои произведения.
Многие из тех авторов, чьи работы находятся в коллекции Кирюхиной, обрели потом всемирную известность, их полотна выставлялись в ведущих российских и зарубежных художественных музеях. Поэтому отбирать экспонаты для выставки было непросто, признается художница. Каждая картина для нее — как маленькая вселенная.
Накануне своего юбилея Наталья Кирюхина стала победителем конкурса художников «Сахалин о Чехове». Он был приурочен к 160-летию со дня рождения классика русской литературы. В качестве награды получила возможность совершить поездку по чеховским местам.
Вот, например, единственная гравюра по дереву москвича Сергея Семенова. Она и сейчас поражает продуманностью композиции, хорошей техникой.
Или взять автолитографию петербургской (тогда еще ленинградской) художницы Ирины Дяткиной «В глуши Молдавии туманной». Она создана на основе пушкинских стихов о цыганах. Это без преувеличения поэзия, застывшая в графике.
Вместе с этими работами на выставке органично смотрятся первые гравюры самой Натальи Сергеевны, а также небольшая инсталляция с рабочими инструментами художника-гравера.
Одним словом, выставка «Мы из СССР» непринужденно погружает в атмосферу той эпохи. Потому становится проще понять, что и как повлияло на становление молодой художницы с Сахалина. Профессионалы говорят: Кирюхина каким-то волшебным образом умеет показать многообразие природы и чувств, красоту и тишину. Ее любимый цвет — черный, но как она мастерски им владеет! Вот отчего в картинах у нее открывается целый космос. Но он не пугает, потому что наполнен жизнью.
Кто-то назвал жанр, в котором она всегда работает, утонченным хаосом. Но опять-таки, здесь главное слово — утонченный. Поэтому ее талант немного противоречивый, но такой притягательный. Неудивительно, что с Кирюхиной хотят работать и наши, и японские музеи. Предлагают ей участвовать в новых проектах.
Сама же Кирюхина говорит, что самое сложное для нее — сделать свои картины и серии рисунков непохожими друг на друга. По отзывам коллег и знатоков живописи, это ей вполне удается.
Наталья Сергеевна убеждена, что художнику не надо прятать своего настроения. Иначе пропадает запал, а без него нет художника. Именно такой творческий запал, желание экспериментировать подвигнули ее на церемонию обжига керамики. Хотя подобного на Сахалине до этого никто не делал.
— В 2009 году в Южно-Сахалинске я познакомилась на своей выставке с мастером икебаны, японкой Окаи Хитоко. Она увлеклась обжигом керамики случайно, когда нужно было самой сделать горшок для своей композиции, — рассказывает художница. — И это так увлекло, что она стала заниматься керамикой. Потом занялась церемонией обжига. Пригласила меня поучаствовать. Я так этим загорелась, что когда приехала из Японии, решила что «Древние огни Дзёмон» обязательно должны зажечься и у нас.
Еще Кирюхина признается, что никогда не строит долгосрочных планов. И что самое удивительное — она всегда и везде успевает.
Сейчас Наталья Сергеевна работает над своим альбомом и готовит юбилейную персональную выставку на осень. Уверен, там тоже будет чему удивиться. Иначе у художницы просто не получится. Потому что она всегда разная, всегда талантливая и ни в картинах, ни в жизни никогда не бывает скучной.
За 45 лет картины художницы выставляли на 100 выставках в России и за рубежом, из них 20 — персональные. Занесена в энциклопедию Сахалинской области.