Сахалинская область настолько многонациональна, что похожа на разноликое, но дружное общежитие. Кто-то, отработав смену, уезжает отсюда навсегда. А кто-то остается, полюбив свой новый дом, и привносит на острова частичку своей культуры. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» встретился с председателем общественной организации местной национально-культурной автономии татар Южно-Сахалинска, представители которой вносят свой вклад в развитие островного региона.
Василя Ягъфаровна Хузина прилетела на Сахалин в 2006 году. В Татарстане работала главным агрономом, но после семейных неурядиц решила уехать. Ей предложили место в совхозе «Тепличный
Мы попросили рассказать, как живется ее народу на островах и чем занимается общественная организация, которую она возглавляет.
— По дому скучала жутко. А поговорить на родном языке не с кем. Хожу между рядами в совхозе, плачу, песни на татарском пою. Коллеги даже шутить начали: скоро и огурцы начнут по-татарски разговаривать! — смеется Василя Ягъфаровна.
Сослуживцы рассказали, что скоро в городском парке областной столицы пройдет Сабантуй. Там Василя познакомилась с земляками, потом сообща они основали татарский ансамбль «Дуслык» (в переводе значит «дружба»). Он стал сердцем культурного центра, в котором закипела жизнь.
В 2009 году основали автономию татар Южно-Сахалинска, пять лет назад она вошла в состав Ассамблеи народов Сахалинской области. В 2017-м при автономии открылась языковая воскресная школа. Сейчас здесь ждут новых учеников.
Интересного за эти годы произошло немало. Готовили постановки о татарских обычаях, чтобы напомнить о родной культуре осахалинившимся землякам и познакомить с ней местных жителей. Имянаречение, когда мулла три раза кричит в ушко младенцу его имя, молодежные посиделки, Каз омэсе – праздник гусиного крыла. Обряды ставили на русском языке: не только местные жители, но и многие татары своего языка, к сожалению, уже не знают.
Василя дала ансамблю второе дыхание: еще пропитанная духом Татарстана, его обычаями, знающая язык, песни. К тому же на родине тоже занималась самодеятельностью. Поэтому очень скоро возглавила музыкальный коллектив. Вскоре «Дуслык» стал выезжать на гастроли в сахалинские села, в которых тоже живут их соотечественники, — Советское, Углезаводск, Покровка…
— Залы были полные, все очень радовались возможности послушать народные песни. Надо было видеть глаза бабушек и дедушек: столько радости, иногда до слез! — рассказывает глава общественной организации. — Сегодня многие уже обрусели, молодежь не знает языка, детей тоже ему не учат…
Костюмы «дуслыковцы» сначала шили сами, потом на средства грантов удалось заказать и профессиональные наряды из Уфы и Казани. Со временем купили хороший баян, пытаются освоить кубыз (варган) и курай (дудочку). Для выступлений используют не только народные инструменты: татарские песни в современной обработке прекрасно звучат и под аккомпанемент саксофона.
Еще одна важная часть деятельности автономии — проведение знаковых для культуры праздников. Дни рождения татарского народного поэта Габдуллы Тукая, советского и татарского поэта Мусы Джалиля. Отмечают и религиозные праздники: Курбан-байрам, Ураза-байрам и, конечно, яркий и веселый Сабантуй.
На торжество, посвященное окончанию весенних полевых работ, приглашают и звезд. В этом помогает Всемирный конгресс татар — организация, которая объединяет всех представителей этой национальности в мире.
На Сахалине уже побывали заслуженная артистка РСФСР Альфия Авзалова, народная артистка республики Татарстан Зайнап Фархетдинова и другие.
Автономия помогает и в организации Сабантуя в Холмске, в Охе: готовят программу, везут из Южно-Сахалинска чак-чак. Обязательный символ каждого праздника — барашек: приз самому сильному батыру, победителю в национальной борьбе куреш. С этим, кстати, связана забавная история, произошедшая на охинском Сабантуе, рассказала Василя.
Дело в том, что на севере Сахалина достать барашка очень сложно. Обзвонили все населенные пункты, нашли барана в частном зоопарке в Ногликах. Там обитали удивительные карликовые барашки, которые принесли потомство: одного согласились продать. Но буквально за день до праздника передумали! Что делать?
— Мы начали искать барана по всему Ногликскому району. Обнаружили в какой-то чувашской семье. Грязный, на шерсти аж «бусинки» до земли висят непонятно какого цвета! Еле довезли до Охи на автобусе. Мы песни репетируем, барану плохо стало, укачало в дороге. Но до места довезли, — вспоминает с улыбкой Василя.
Чумазое животное на символ праздника было совсем не похоже. А ведь оно для татарской культуры очень важно, даже завитушки на национальном орнаменте — это бараньи рога! И три женщины-певицы на ночь глядя согрели воды, купили моющие средства, ножницы, щетки — и давай делать из барашка красавца! Провозились до темноты, так устали, что и не смогли оценить результат большой помывки. А «культурный символ» громко блеял всю ночь… В общем, не выспались!
Утром поехали готовиться к празднику на охинской площади. Смотрят: а возле мэрии толпа собралась, люди обсуждают что-то, фотографируют. Подошли, а там их барашек — красивый, белоснежный, кучерявый. Тогда и выдохнули: символ праздника получился великолепным. Значит, и Сабантуй выйдет удачным!
На этот год у автономии тоже было много задумок. Мастер-классы по кулинарии, рукоделию, выступления на различных площадках, Сабантуй… Но успели провести только «Джалиловские чтения». Остальному помешала пандемия. Но члены национальной автономии не опустили руки: готовятся ко Дню независимости Татарстана, который широко будут праздновать в августе. Кроме того, Республика в этом году отмечает 100-летие со дня основания!
Сахалинцы придумали исполнить к юбилею песню-рассказ о жизни островных татар. Слова сочинил поэт, заслуженный деятель искусств Алмаз Хамзин из Казани.
— Алмаз Хамзин попросил меня написать, как живется соотечественникам на краю света. А я заметила, что мы здесь не на краю света, а там, где восходит солнце. И живем на островах весело, ценим общение с земляками, дружим семьями, радуемся морю… Через неделю поэт отправляет готовый текст. Он начинается словами на татарском: «Мы живем не на краю света, мы живем в раю. // И если вам скучно жить на Родине, приезжайте к нам!»
Василя Хузина рассказала еще несколько интересных фактов, связанных с переплетением культур. Татарская исполнительница Назима Рангулова в Поронайске поет в русском народном хоре, а в Южно-Сахалинске — в татарском. Не так давно «Дуслык» пополнился еще одним солистом, русским мужчиной Алексеем. О нем Василя тоже рассказала с улыбкой:
— Муж одной из наших исполнительниц часто ждал ее после репетиций. И за это время умудрился выучить наш репертуар. Уже два года супруги выступают дуэтом, поют песни на татарском. Удивительно, но у Алексея произношение даже лучше, чем у жены, — делится моя собеседница.
Вот так и живет в Южно-Сахалинске небольшая татарская диаспора, представителям которой удалось полюбить новый дом и не забыть свою культуру. Конечно, по возможности сахалинские татары наведываются в гости на родину, часто привозят душицу — траву для чая. Заваришь зимним сахалинским вечером, и вспоминаются детство, родина, песни.
А с Сахалина тоже летят гостинцы для друзей и родни: корейские салаты, клоповка, брусника. Значит, в неблизком Татарстане кто-то знакомится с духом далекой островной земли.