Задуматься о них побудила поездка на фестиваль «Сахалинские военно-исторические маневры».
Средневековый дресс-код
Приглашение на фестиваль я поначалу восприняла как возможность в очередной раз поиграть со временем, пространством и образами. Ведь в ходе маневров были воссозданы элементы быта и культуры Германии XIII–XV веков. Но по мере подготовки к событию все больше склонялась к тому, что историческая реконструкция – это прежде всего большая и кропотливая работа. Конечно, значительная ее часть пришлась на долю организаторов, но и мне, гостю, пришлось попотеть.
Чтобы не чувствовать себя на этом празднике пришелицей из далекого будущего, я отважилась на создание историчного наряда. Времени и терпения хватило только на платья: верхнее – киртл и нижнее – камизу. А по-хорошему нужно было бы самостоятельно сшить и обувь, и головной убор, и какие-то аксессуары, вроде пояса и сумочки к нему. Но для того, чтобы почувствовать себя не совсем собой, мне хватило и этого минимума.
Спасибо Ван Эйку
Для жаждущих подобного перевоплощения, но не знающих, из чего и как можно сотворить средневековый наряд, в лаборатории исторической реконструкции были организованы специальные мастер-классы. Один из них провела Елена Диденко.
Она четвертый год занимается в лаборатории исторической реконструкции «Вольный город», и одно из направлений ее деятельности – изучение и изготовление одежды, соответствующей определенному историческому периоду.
Понятно, что журналы мод, если и существовали в Средние века, то о них не сохранилось даже упоминаний. Очень мало и текстовых источников с описанием деталей одежды. Зато есть произведения скульптуры и живописи, на которых можно рассмотреть одежду тех далеких времен.
Думаю, многие из реконструкторов не раз мысленно благодарили голландского художника Ван Эйка, тщательно прорисовавшего на своих картинах швы и складки одежды, показавшего многослойность и цветовую гамму европейских средневековых костюмов.
Много информации можно почерпнуть и из Манесского кодекса – своеобразного песенника на средневерхнегерманском языке, созданного около 1300 года. Кроме поэтических произведений миннезингеров, воспевающих Бога, сюзерена и прекрасную даму, на пергаментных листах Кодекса размещены еще и цветные миниатюры с изображениями придворных поэтов.
Помогли реконструкторам и сохранившиеся древние часословы и календари, в которых можно увидеть одеяния для разных сезонов и разных сословий. Правда, человеку, который не заинтересован и не имеет никакого понятия о кройке и шитье, все это вряд ли поможет. Важно уметь анализировать, строить предположения, самостоятельно прорабатывать детали.
Не все в средневековом наряде можно объяснить только здравым смыслом. Как рассказала Елена Диденко, сегодня сохранилось достаточно источников, дающих понять, что и в Средние века люди с помощью одежды старались подчеркнуть свой социальный статус.
Так появились очень широкие рукава на женских платьях, означающие, что их владелицам нет нужды экономить на ткани. Этим же можно объяснить и невероятно длинные хвосты шаперонов – отстегивающихся капюшонов, которые даже приходилось обматывать вокруг пояса. А пулены (средневековые ботинки) делали с такими длинными и заостренными носами, что иногда их приходилось закреплять ремешками на коленях, чтобы не мешали ходьбе.
Но большинство реконструкторов смогли на собственном опыте убедиться, что без этих излишеств средневековая одежда весьма удобна и красива. Натуральные ткани, из которых она изготавливается, подходят и для жаркой погоды (лен, хлопок), и для холодной (шерсть).
Шатры у озера
Наверное, многие помнят ливни, прошедшие на юге Сахалина в конце прошлой недели. Когда в субботу я ехала к озеру Хвалисекое (Корсаковский район), где расположился походный лагерь участников фестиваля, то представляла себе довольно унылую картину. Я ожидала увидеть дам с растрепанными прическами, в мокрых платьях и рыцарей, со скрипом передвигающихся в заржавевших доспехах. Какие уж тут турниры, игры и танцы…
Однако в реальности все оказалось не так грустно. Шатры и саксонские походные палатки стояли целехонькие, и над ними красовался штандарт с гербом «Вольного города». А на лавках за длинными столами, уставленными керамической посудой, сидели очень даже веселые участники фестиваля.
Их на этот раз было около шестидесяти – для нашего региона число значительное. Конечно, рыцари были не в боевом облачении, и дамы, хлопочущие над котлами, – не в парадных платьях. Их они наденут позже, когда начнется пир – завершающее мероприятие фестиваля. А пока девушки приготовили завтрак, между прочим, тоже историчный. Ломбардийский супчик с тостами оказался слегка сладковатым и приятным на вкус.
Вводить в рацион участников маневров блюда, приготовленные по старинным рецептам, организаторы фестиваля начали три года назад, а с прошлого года практически полностью перешли на историчное питание. В распоряжении поваров теперь и соответствующий тому времени костровой набор: с жаровней, котлами и даже вертелом. Правда, запекать на нем пока не пробовали – слишком уж долгий это процесс.
Руководство кулинарным цехом фестиваля взяла на себя Екатерина Выставная, которая сегодня живет в Хабаровске, но остается членом лаборатории «Вольный город». Как она рассказала, мы и сегодня используем в пищу многие продукты, которые ели наши средневековые предки. Практически не изменился и состав специй. Правда, в рецептах тех далеких времен они применялись в гораздо больших количествах. Так, многие участники фестиваля не поняли, зачем мясо кролика тушить с таким огромным количеством шалфея. А включить в меню тушеную треску повара просто не решились, так как по рецепту это блюдо щедро приправлено сахаром – его средневековые кашевары использовали как специю. Зато айнтопф из капусты по-швабски, кажется, всем пришелся по душе. А марципаны и подавно.
Звон металла и тетивы
Центральное событие фестиваля – фехтовальный турнир. Несмотря на дождливую погоду, эту часть программы удалось также реализовать практически полностью. И последствий – в виде заржавевших рыцарей – удалось избежать.
В момент моего появления в лагере металлические доспехи были аккуратно сложены под тентом. Как выяснилось, за день до этого выдался довольно длительный перерыв между ливнями. Эта пауза и позволила провести основную часть поединков. Желающие также успели пострелять из луков и арбалетов, пометать небольшие копья – сулицы, исполнить под открытым небом старинные танцы.
Мне довелось быть свидетельницей финальных поединков, которые невероятным образом синхронизировались с дождевыми зарядами. Рыцари облачались в броню под тентом, а с появлением просвета на небе выходили на ристалище. Дождь как будто ждал завершения боя и обрушивался сразу после объявления победителя. Пауз оказалось ровно столько, сколько необходимо было для определения сильнейшего.
Честно говоря, мне не очень понятно, чем привлекает парней этот вид фехтования. Ведь им приходится носить на себе тяжеленные доспехи. Правда, наблюдая за поединками, я поймала себя на том, что звон металла, сами движения поединщиков невольно притягивают внимание, но в чем тут секрет, так и не смогла объяснить.
Более понятным оказалось увлечение стрельбой из лука. Южносахалинка Елизавета Барабаш, которая занимается стрельбой из традиционного лука уже пять лет, объяснила, что азарт появляется, когда начинает получаться. А еще использование такого вида оружия помогает развивать интуицию. Ведь у него нет прицела, как у спортивного лука, и невольно учишься чувствовать, куда полетит стрела.
Когда я разговаривала с руководителем лаборатории исторической реконструкции «Вольный город» Тимофеем Пиляевым, он категорически отверг все мои предположения о том, что на подобных фестивалях реконструируются дух и психология определенной эпохи. Но согласился с тем, что есть вещи, которые не меняются с течением времени и на которых зиждется организация любого хорошего дела.
Организатор фестиваля «Сахалинские военно-исторические маневры» – лаборатория исторической реконструкции «Вольный город», действующая в Южно-Сахалинске и имеющая своих региональных представителей в других российских городах – Владивостоке, Хабаровске, Санкт-Петербурге. К реализации проекта были привлечены средства гранта, выделенного правительством Сахалинской области.
Участие в фестивале также приняли члены южно-сахалинских клубов «Путь Меча», «Фурор-тевтоникус» и хабаровского клуба «Рось», независимые реконструкторы из Благовещенска и Владивостока.
Победителем турнира по фехтованию в номинации «Щит-меч» стал Евгений Сафонов («Вольный город»), на втором месте Сергей Рыжков («Путь Меча»), на третьем – Роман Алексеев («Фурор-тевтоникус»).
Дипломами за самый красивый бой награждены Роман Рогачев («Вольный город») и Егор Сорока («Путь Меча»).