В прокате «Братство» — фильм Павла Лунгина о последних месяцах военной операции СССР в Афганистане. Кинообозреватель РИА «Сахалин-Курилы» объясняет, почему эта лента — одна из лучших о той войне.
О чем кино: 1988 год. Афганская война заканчивается. Командование 108-й мотострелковой дивизии планирует отход через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов Инженера Хошема. Разведка пытается договориться о перемирии с душманами, но дело осложняется тем, что в плен к Хошему попадает советский военный пилот.
В череде днепобедных фильмов, которые традиционно в майские праздники заполняют кинотеатры, «Братство» очень легко пропустить. Глянув на серое название, невольно хочется ассоциировать его с мусором вроде «Балканского рубежа» и принять за очередную вылизанную пафосную драму.
И лишь имя режиссера привлекает (еще бы — «Царь», «Остров»), да недавние скандалы. Фильм подвергся, как выразился сам Лунгин, «цензуре снизу» — когда десяток-другой зрителей, вдохновленные сенатором Игорем Морозовым, требовали картину запретить — якобы, она оскорбляет ветеранов афганской войны.
Ничего оскорбительного в итоге в «Братстве» не оказалось, если конечно вас нельзя оскорбить тем, что солдаты пьют водку и занимаются мелкими кражами или что у моджахедов тоже была своя правда. Картина рассказывает о советских военнослужащих на излёте той войны. Боевые действия ещё продолжаются и у каждого внутри смятение. Непонятно, удастся ли выжить в оставшиеся дни и ещё более непонятно что делать если удастся.
Здесь нет главных героев и ярко выраженных злодеев. Просто набор ярких персонажей, каждого из которых держит за горло война. Вот разведчик Грек (Антон Момот) — молодой лейтенант, которому ещё только предстоит сломаться и изменение это будет мучительным. Вот типичный предприимчивый прапорщик (Ян Цапник) — вроде ничего плохого не делает, а холодком неприятным от него веет. А вот перешедший на сторону душманов Витя (Антон Кузнецов). Витя украдкой просит у пленных папироску, нежно сопровождает их к месту заключения и решится ли кто назвать его плохим человеком? Вряд ли.
Сценарно фильм достаточно прост (автор сценария — сын Павла Лунгина Александр, до этого в военном кино не замеченный). Но смотреть интересно: здесь и предательство сослуживцев, и пронзительные диалоги, и приключения в плену, и перестрелки. Последние сняты чуть ли не в мокьюментари-жанре: на ручную камеру и сильно напоминают реальную антивоенную хронику. Атмосферно.
Но главное — это тот посыл, что всех этих перестрелок быть не должно. Все признаки антивоенной драмы на месте: афганский синдром, проявляющийся ещё на войне, витающий в воздухе страх, нелепые, часто случайные смерти. Но есть ещё что-то тонкое и трудноуловимое, какой-то протестный дух. И нет, он появляется не благодаря звучащим в кадре песням Летова или из-за того, что солдаты под водку орут «Мама-анархия». Это то самое невербальное высказывание, отличающее хороших режиссеров от посредственных. Есть надежда, что и «патриоты» увидят в картине что-то хорошее, а не то, что боевой генерал стаканами хлещет горькую. Тем более, что и картин хороших о кровавых мальчиках восьмидесятых очень и очень мало.
В двух словах: отличная антивоенная драма об Афгане. Мягче чем у Балабанова, умнее чем у Бондарчука и с песнями Летова.