6 октября в областном центре торжественно отметили три десятилетия существования храма, который за небольшой по историческим меркам срок стал духовным домом для тысяч горожан и гостей Сахалина. Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор совершил Божественную литургию в одном из старейших островных приходов. В киноконцертном зале «Октябрь» прошёл торжественный вечер с участием арт-группы «Ларго». Юбилейные мероприятия 7 октября завершились научно-практической конференцией — «Иннокентьевские чтения».
На 30-летний юбилей храма из Москвы приехал один из первых священников — иеромонах Александр (Зарубин). В настоящее время — настоятель московского храма Покрова Божией Матери в Филях. Отец Александр вспомнил о становлении церковной жизни на Сахалине.
— Мы приехали сюда из Магадана вместе с игуменом Стефаном, который потом стал первым настоятелем прихода Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, по приглашению владыки Аркадия. У меня уже был опыт служения в миссионерской епархии, мне приходилось ездить по Колымской трассе, ночевать в аэропорту Анадыря. Трудности меня не сильно пугали. Во-первых, я был молод, мне было25 лет, а во-вторых — в начале 1990-х все так жили. Времена были непростые, но очень интересные. На Сахалине в то время храмов не было, православные могли попасть в церковь, только когда ездили на материк, — вспоминает он.
Священник рассказал, что приход во имя Святителя Иннокентия появился на месте епархиального управления.
— В этом здании на втором этаже жил архиерей, священники, иконописцы. На первом была молитвенная комната. Но эти условия нас не смущали. Возникали вопросы, которые сейчас кажутся странными — не было церквей, не было икон, книг. Да и воцерковлённых людей здесь практически не было. Но были недавно крещённые люди, склонные к максимализму и горячности. Горячность в вере, желание жить по Евангелию делали своё дело. Без таких людей нам было бы очень непросто. Но такие люди здесь были. И это очень характерно для таких епархий. Я с благодарностью вспоминаю своих первых прихожан. Я всегда поминаю их — кого-то о здравии, кого-то уже, к сожалению, об упокоении, — говорит отец Александр. — Храм у нас тоже миссионерский, в честь Святителя Иннокентия Московского.
— Это очень символично. Ведь когда надо было кого-то послать на отдалённые российские территории, Алеутские острова, согласился на такую поездку только он один. Многие боялись, что они не выдержат. Да и сейчас многие священники почему-то опасаются ехать на Дальний Восток, — считает он.
Отец Александр признался, что по Сахалину он скучает. Бывшие прихожане не забывают своего батюшку, когда бывают в столице, навещают его.
Самые важные церковные богослужения обязательно проходят с пением. В церковном хоре храма 13 человек певчих и чтецов. Регент церковного хора Анастасия Пежемская, можно сказать, с самых ранних лет в церкви.
— Наша семья приняла крещение, когда мне было полтора года. Корсаковский мужской монастырь — начало становления православия и для города, и для нашей семьи. Мама работала в церковной лавке, папа был сначала пономарём, потом дьяконом, затем священником. Я была всегда с ними, напитывалась церковным духом и уже с шести лет стояла на клиросе. Оказалось, что у меня есть музыкальный слух. Церковные песнопения всегда трогали душу, — рассказала Анастасия.
Когда отца перевели в Южно-Сахалинск, Анастасия переехала в областной центр и с 2013 года стала регентом хора в Иннокентьевской церкви. Регент часто бывает в других храмах, и те песнопения, которые цепляют за душу, вводятся в репертуар приходского хора.
— Церковный хор — неотъемлемая часть вечернего богослужения, литургии. Без пения нет молитвенного настроя. Хор вторит священнику, такая связующая нить. Хор состоит из певчих и чтецов. И чтобы всё было гармонично, у нас проводятся спевки. Приходится изучать множество мотивов. У нас хор полупрофессиональный, на разучивание нового произведения уходит около месяца, — рассказала она.
Певчие и чтецы, по её мнению, безусловно, люди-подвижники. Они оставляют свои мирские хлопоты, откладывают семейные заботы для того, чтобы петь в хоре.
— С каждым, кто хочет петь в хоре, проводятся беседы. Если видишь, что человек горит желанием, значит, у него всё получится. Мы все приходим на службу именно с желанием петь. Наш храм — одна семья, а клирос — это просто кровные родственники, — считает регент.
К праздничной службе на 30-летие храма хор готовился особо.
— На протяжении трёх месяцев мы проводим спевки, изучаем новые песнопения, которые будем делить с арт-группой «Ларго», — рассказала она.
Жительница Южно-Сахалинска Надежда Адоранская — прихожанка храма Святителя Иннокентия практически с первых дней его основания. Ей хорошо запомнились первые годы становления общины.
— Мой прадедушка был последним протоиереем в городе Шуя. И семья у нас имеет церковные корни, — рассказала она.
Однажды Надежда зашла в церковь, которая располагалась в нынешнем здании православного лектория. Там её увидел отец Лука и благословил ходить именно в храм Святителя Иннокентия.
— Первая воскресная школа была здесь. Дети и взрослые ходили вместе. Занятия для взрослых, кстати, открыл отец Александр (Зарубин). Мы ходили каждый день, кроме четверга. Начало было в семь вечера. Батюшка читал нам лекции и отвечал на вопросы. Первый епископ — владыка Аркадий — был строгий. Взрослые его побаивались, а дети — нет. Он нас воспитывал, мы жили как единая семья, и владыка Аркадий был всем нам как отец, — рассказывает прихожанка.
Настоятель храма протоиерей Виктор Горбач отмечает, что люди приходят в храм не только на традиционные вечерние и утренние службы, но и просто помолиться за своих родных и близких людей, отслужить молебен, совершить венчание или панихиду.
— Храм — это не просто здание, а настоящее живое сердце. Это центр притяжения, который собирает вокруг себя всех, кому нужна помощь: духовная, моральная, физическая, материальная, и кто эту помощь хочет и может оказывать. Это место, где можно себя реализовать и детям, и молодёжи, и людям среднего возраста, и пожилым. Я рад, что имею возможность служить вместе с общиной храма Святителя Иннокентия Московского, — отмечает отец Виктор.