Научиться обрабатывать кожу рыб и шить, как нивхи смогут во всех регионах

9 июня 2022, 12:24Культура
Фото: Елена Ниткук

В открытом доступе в сети интернет можно найти видео, как вырезать по дереву, делать красоту из бересты и даже изготавливать национальные музыкальные инструменты.

От истоков к «солнечным нивхам».

Этнокультурный центр «Люди Ых миф» более 20 лет сохраняет и популяризирует традиции коренных народов севера острова. Название коллектива с нивхского языка переводится как «Люди Сахалина».

В 2000 году специалист областного центра народного творчества Елена Зеленская и Светлана Псягина из отдела по делам КМНС администрации области задумали создать творческое объединение представителей коренных народов Севера Сахалина. Общественница Анастасия Бугрей из Чир-Унвда и сотрудница краеведческого музея Елена Ниткук, приехавшая в 1996 году в областной центр из Ноглик, помогли реализовать этот проект.

За 22 года эти люди провели большую работу в области возрождения, сохранения и популяризации традиций нивхов, уйльта, эвенков. Сегодня руководитель «Люди Ых миф» и заведующая отделом региональных художественных проектов областного художественного музея Елена Ниткук вспоминает, как всё начиналось.

В конце 1990-х в краеведческом музее она организовывала национальные мероприятия, исполняла нивхские танцы, играла на варгане и включала эти элементы в экскурсионную работу.

— Тогда мы написали сценарий, позвали творческие группы, старейшин из Чир-Унвда, Поронайска. Сначала в коллективе были только я и Анастасия Бугрей, потом присоединилась Елизавета Дзяпи из областной библиотеки. Приглашали к участию и людей с севера, — рассказывает Елена Ниткук. — Когда у меня родилась дочь, сначала она выступала с бабушкой в ногликском клубе «Нивхинка», а с четырёх лет стала с нами читать стихи, играть в «Ладоши», танцевать, играть на варгане. Далее присоединились Наталья Мун с сёстрами и Татьяна Колка. Сейчас нас 15 человек.

В центре много талантливых детей. Юный семилетний Вадим в этом году только пришёл в коллектив. Здесь его называют «солнечным нивхом» за ярко-рыжий, нетипичный для северного народа цвет волос. Он прекрасно рассказывает потешки на нивхском языке, прыгает через канат и играет на музыкальных инструментах.

Фото: Елена Ниткук

Фольклор в первозданном виде. 

Назвать самодеятельностью работу центра можно с большой натяжкой. Всё же в основе ярких выступлений всегда лежит серьёзное научное знание о языке, культуре и традициях коренных народов. Когда создаются номера, разрабатываются эскизы костюмов, большое место отводится изучению специализированной литературы.

Например, при подготовке композиций за основу берут книгу «Музыкальные инструменты нивхов». Её автор Наталья Мамчева — крупнейший специа-лист в области мелодики музыкального искусства коренных народов Севера Сахалина. С конца 1970-х она собирала фольклор, делала записи и застала носителей языка, которые ещё умели говорить, петь и играть.

С исследовательницей коллектив сотрудничает давно, по её записям сделали звукоподражания и наигрыши на ударном бревне. У каждого инструмента свой глубокий смысл, так как изначально музыкальная культура нивхов была связана с обрядовыми и магическими действиями. Народное творчество «Люди Ых миф» стараются донести в его первозданном виде. Но иногда добавляют современные ритмы в наигрыши на бубнах или используют театрализацию, когда показывают птиц и животных.

К музыкальным инструментам и у нивхов 21 века отношение сакральное. Два наиболее распространённых — кални и тынрын. Кални — засушенный стебель медвежьей дудки. В нём делают перепончатые отверстия и поют. Кални использовали как звуковой маяк, чтобы уходящие на охоту мужчины запоминали, откуда доносится мелодия. Так в тумане они находили дорогу домой.

Тынрын — струнный музыкальный инструмент, на котором играют при помощи смычка, напоминающего маленький охотничий лук. По легенде мать проводила сына на охоту, и он не вернулся. Тогда женщина стала громко звать мальчика и от крика потеряла голос. Она вырвала голосовые связки и сделала из них струну. Поэтому на тынрыне в основном исполняются «плачи».

Помимо песен и танцев, центр уделяет внимание сохранению национальных ремёсел. С 2014 года для широкой аудитории записывают мастер-классы по обработке кожи рыбы, дерева, бересты. В открытом доступе сегодня записи на тему национальных костюмов, традиционных швов уйльта и эвенков с мастерами Вероникой Осиповой и Еленой Бибиковой. Интересный видеоматериал посвящён изготовлению музыкальных инструментов и игре на них Вадима и Юрия Левкунов.

Фото: Елена Ниткук

Родная речь.

Елена Ниткук признаётся, что с родным языком сегодня всё грустно.

— Уже когда я росла, он практически вышел из домашнего обихода, — говорит Елена Ниткук. — Папа не знал нивхский, а мама говорила хорошо, она даже была информантом у многих лингвистов, которые приезжали в экспедиции на север. Дома мы разговаривали на русском, а когда нужно было посекретничать с подругами — мама переходила на нивхский. Мои дети Айсана и Аягир знают всего несколько слов: отдельные глаголы и счёт.

Выступать в национальном коллективе — это собственное желание юных участников. Они учат стихи и потешки на языке, на котором никогда не разговаривали. Детская душа просит петь и говорить на нивхском.С большим удовольствием ребята популяризируют эту культуру среди сверстников. Аягир, сын Елены Ниткук, рассказывает о своих предках на мероприятиях в школе и проводит тематические викторины.

Современная жизнь в большом городе диктует свои правила. Но даже вдали от северной природы жители областного центра испытывают тягу к своим корням. А на столах нередко можно встретить юколу, оленину, сало нерпы, муви и мос.

Если кто-то захочет приготовить муви, Елена Ниткук поделилась рецептом. Картофель нужно отварить без соли, сделать пюре и перемешать с тушёной сладкой брусникой. Добавить нерпичий жир или растительное масло. Раньше примешивали клубни растения «камчатский рябчик», и еда приобретала сладковатый вкус. Это блюдо считается десертом.

Как приготовить мос

1. Кожу рыбы очищают от чешуи и филе.

2. Отваривают в несолёной воде и разминают с бульоном и нерпичьим жиром.

3. Разливают в посуду, добавив ягоды, и дают застыть.

Блюдо считается ритуальным, его использовали во время Медвежьего праздника. Мосом кормили медведя, когда его растили в общине.