Острова моей любви. Сахалинская симфония его жизни

Статья
2 августа 2012, 12:34

Тополиный пух. Жара. Июль… В корсаковской школе № 6 нет привычного шума – каникулы в полном разгаре. В помещении пахнет краской и свежим ремонтом, идет подготовка к началу нового учебного года. Но именно сюда спешит пожилой человек в опрятном костюме и безукоризненно белой нарядной рубахе. В свои 82 года он держится молодцом, а все потому, что идет…на свидание. Заодно он прихватил с собой меня, чтобы и я могла полюбоваться на объект его обожания, которым он гордится последние 30 лет своей жизни.

Мы поднимаемся на четвертый этаж, мой седовласый спутник галантно открывает дверь, и я застываю на пороге от изумления: в обыкновенном типовом классе обычной сахалинской школы разместился… необычный кабинет музыки. Это и есть страстная любовь Германа Филипповича Бабкина – музыканта, педагога, отдавшего работе с детьми и творческими коллективами на Сахалине более 50 лет.

 

«В центре притяжения талантов». Герман Бабкин в своем кабинете музыки. 2012 г.

А класс действительно хорош – с тремя лакированными ярусами для участников хора (таких и в музыкальных школах не встретишь), весь в дереве и шумопоглощающем декоре. В центре – черный рояль, на стеллажах – баян, аккордеон, кипы старинных пластинок – как дополнение к проигрывателю, есть и современные медийные средства обучения. И как печать давно ушедших лет – во всю стену красочное панно из прессованных опилок в стиле неоромантизма 70-х годов прошлого века. Но еще большее изумление вызвало то, что этот школьный музыкальный шедевр, от каждой прибитой дощечки и до оформления, сотворил своими руками один человек – сам Герман Филиппович. И не потому, что некому было помочь – приходили мальчишки-школьники, учителя предлагали подсобить. Да только никому не мог он доверить свою мечту, которую лелеял много лет.

 

А началось все с того, что в школе неожиданно появились средства, целых пять тысяч рублей (деньги в 80-е годы немалые), которые можно было потратить на улучшение эстетического воспитания учащихся. Тут и подоспел Герман Филиппович с предложением создать кабинет музыки. Ему пошли навстречу. Осуществить задуманное даже при имеющихся финансах оказалось делом непростым. Но, вдохновленный открывавшейся перспективой, Герман Бабкин все трудности тащил на себе. После уроков и в выходные дни ходил по корсаковским фабрикам, заводам и цехам, доставая нужные материалы, по своим чертежам заказывал нужные детали, строгал, пилил, прибивал, красил… И это растянулось на долгие месяцы. Больше всего пришлось ему повозиться с панно. Художник, нарисовавший эскиз, требовал создать прочную основу для своей соцреалистической картины, для этого нужно было покрасить несколько слоев опилок специальной краской и спрессовать их. Делать шестой или седьмой слой учителю музыки уже казалось невыносимым, да только бросить начатое не мог: в картине он видел не только резонатор для улучшения акустики, но и своего рода ключ к эмоциональному настрою ребят, которые придут на урок музыки или репетицию. И он безропотно вновь и вновь сыпал опилки.

Завершающим аккордом своей мощной реконструкции он видел надпись на одной из стен – изречение любимого композитора Бетховена: «Искусство должно высекать огонь из души человеческой». Этот огонь душевный он и сам высекал всю свою творческую жизнь. К сожалению, для изготовления столь важной для него цитаты, которую хотел собственноручно по буковке выпилить из дерева, он не нашел нужного готического шрифта, а о компьютерах тогда еще и не слышали. И все же его кабинет музыки получился на славу.

 

Баянист Герман Бабкин и его творческий коллектив оркестра МВД. г. Нижний Тагил, 1948 г.

Увеличилось и число желающих заниматься здесь. Герман Бабкин тут же создал школьный хор, в котором занималось порядка 50 человек. А потом еще и хор мальчиков, преимущественно из пятых классов, в котором участвовало более 30 ребят, пел в нем и его сын. Эти коллективы, впрочем, как и многие другие, которые он много лет безвозмездно, на одном энтузиазме вел в корсаковских школах № 2, 4, 6, школе искусств, районном Доме культуры, – стали звездными, неоднократными лауреатами городских, областных, региональных конкурсов и фестивалей. А все потому, что по натуре Герман Филиппович Бабкин – лидер, человек неугомонный, живущий музыкой, жесткий и бескомпромиссный в работе, на репетициях и концертах, но добрейший в жизни, весельчак, шутник и балагур в общении с окружающими. Это притягивало к нему людей – детей и взрослых, с которыми тоже находил время для работы.

В хоровом пении он – сторонник многоголосья, петь в один голос ему просто неинтересно, поэтому, работая с коллективами, предпочитает более сложные формы – трех- или четырехголосие, и звучит это великолепно. Корсаковцы до сих пор помнят выступление хоровых коллективов под руководством Г. Ф. Бабкина, которые всегда имели огромный успех, а зрителей в ДК «Океан» было столько, что не хватало даже приставных мест и люди стояли.

Мастерство и профессионализм Германа Филипповича не остались незамеченными: у него три правительственные награды, диплом лауреата смотра хоровых коллективов по Дальневосточному федеральному округу, свыше 100 почетных грамот. А в 2006 году к ним добавилась особо дорогая ему награда – в областном смотре-конкурсе кабинет музыки Германа Бабкина был назван лучшим в островном регионе.

Семь лет назад, когда ему исполнилось 75, он дал последний большой концерт и ушел на пенсию. Свое любимое детище маэстро передал учителю музыки Любови Филипповне Малюковой, которая, по словам Германа Филипповича, не только на должном уровне продолжила все его начинания, но и вдохнула душу в любимый кабинет. Теперь он весь в зелени и цветах.

 

По волнам памяти

 

Музы щедро одарили его талантом и музыканта, и дирижера-хоровика. Он не только прекрасно владел кларнетом, но был еще великолепным баянистом. Если надо, играл и на фортепиано. А еще Герман Бабкин имеет диплом самодеятельного композитора. Сейчас он жалеет, что из-за быстротечности времени и вечной занятости не смог отдать сочинительству должного внимания. А будь время и возможности, написал бы симфонию, которую бы назвал «Сахалинская». В ней ему хотелось отразить широкое полотно истории и жизни островитян, их думы и чаяния, радости и мечты. Тонкой музыкальной нитью, которую вел бы его любимый кларнет, прошла бы в этом произведении и история его судьбы. А она не так проста и шита далеко не шелком. Были в ней и творческие взлеты, и трудности одна сложнее другой, признание, успехи, борьба с недоброжелателями и завистниками, которые встречались и на его жизненном пути. При этом он не растерял главного – чувство достоинства и верность своей профессии.

 

Родился Герман Бабкин в 1930 году в селе Киязово Удмуртской АССР в семье служащих. Детство свое провел в деревне Макаренки под присмотром бабушки со стороны матери. Там он впервые столкнулся с живым народным творчеством, которое сейчас величают фольклором. В его селе люди, после нелегкой хозяйственной работы, часто собирались вместе, водили хороводы на поляне среди белоствольных берез, пели, а то и лихо отплясывали. А в центре Яша-гармонист, ростом не менее двух метров. Огромный, красивый, сильный, уважаемый тракторист. Жаль, погиб в 1942 году.

Родители Германа Бабкина были отчаянными гармонистами. Сам он заиграл в пять лет свои первые частушки и очень тянулся к музыке. Но отец прочил его в плотники. В конце 30-х годов семья переехала в город Свердловск. В дороге мальчик познакомился с баянистом, который развлекал пассажиров поезда своей игрой. Звуки баяна и вальс «Дунайские волны» навсегда его заворожили.

В школе из всех предметов полюбил уроки пения. Учитель на каждом занятии вызывал Германа к доске петь, и он не возражал. С удовольствием распевал «Катюшу», «Каховку», «Утро красит нежным светом» и другие. А в марте 1943 года, узнав о гибели отца и желая отомстить за него, решил сбежать на фронт. Но до передовой двенадцатилетнему беглецу доехать не удалось: сняли с поезда и отправили в детскую колонию.

Вскоре туда прибыл представительный человек, чтобы набрать группу мальчиков для обучения в свердловской школе военных музыкантов. Из 600 желающих отобрали… всего четырех. Один из них был Герман Бабкин.

Через неделю их распределили по инструментам. Герману определили кларнет, который тогда он увидел впервые и который полюбил потом на всю жизнь.

 

Вдохновение дирижера. г. Корсаков, 1980 г.

Став воспитанником военной музыкальной школы Красной армии, ему пришлось учить армейские уставы, соблюдать дисциплину. При этом в строгом учебном заведении царила обстановка высокой культуры, преподаватели были образованными специалистами и настоящими интеллигентами. Сейчас бывший воспитанник не без гордости вспоминает: «Когда мы в парадной форме шли по городу с духовым оркестром в составе 400 (!) человек, на лицах свердловчан были не только улыбки, но и слезы восторга и умиления. А в долгожданный День Победы, разделившись на 4 оркестра, мы с 7 часов утра до поздней ночи играли под дождем, и никто из ребят даже слова о холоде и усталости не сказал».

Свой трудовой путь Герман Бабкин начал рано, а до того, как осесть с семьей на Сахалине, поколесил по свету. В 1947 году, после окончания школы военных музыкантов, молодой кларнетист был направлен служить в город Уссурийск в оркестр танкового полка. Затем служил в оркестре Орловского суворовского училища, работал в Нижнетагильском управлении МВД в оркестре. Был и музыкантом Одесского Краснознаменного пехотного училища.

Из славного града Одессы в 1954 году он прибыл с женой на Сахалин. Судно пришвартовалось в Корсакове, и первым его ощущением было, что попали они на необитаемый остров. Города как такового, с домами и постройками, не было видно, вокруг одни скалы, под ногами – месиво грязи. Стоял декабрь, однако снег еще не выпал. Кругом серо и сыро. Это потом он всей душой полюбит и эту пасмурную погоду, и этот небольшой портовый город, и весь Сахалин. А в то время готов был вернуться назад, если бы не одна случайная встреча, ставшая для него судьбоносной. На морском причале он встретил человека, который представился просто – «боцман». Узнав, что прибыл на остров не просто пассажир, а …музыкант (!), новый знакомый прихватил его в областной центр и отвез в воинскую часть авиационного полка. Там Германа Бабкина тут же с радостью взяли художественным руководителем в офицерский клуб в Большой Елани, а потом и в военный духовой оркестр. Параллельно с этим он вел хор, а почувствовав нехватку знаний в этом направлении, поступил в Сахалинское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. И это стало для него новой жизненной ступенью.

 

Запело все Тымовское

 

В Корсакове Герман Филиппович Бабкин – человек узнаваемый и уважаемый. Многие знают, что он был здесь директором детской музыкальной школы, одним из создателей в портовом городе школы искусств. Но, наверное, немногие помнят, что этот замечательный музыкант является еще и организатором первой сельской музыкальной школы на Сахалине в поселке Тымовском, которая существует до сего времени.

В 1963 году, едва отшумел выпускной в музучилище, его пригласили в областное управление культуры и предложили стать директором музыкальной школы в Тымовском. Как человек партийный, вопросов лишних не задавал – надо значит надо. Поехал посмотреть школу. А ее там…нет. В райисполкоме говорят – ищите помещение и создавайте. Пошел искать. В кинотеатре присмотрел три комнаты, уговорил местные власти отдать их ему. Но скоро сентябрь, надо объявлять набор учащихся, однако в его «трехкомнатной школе» нет ни инструментов, ни мебели, ни преподавателей. В районном отделе культуры дали двух самодеятельных музыкантов – один слабенько играет на баяне, другой не лучше на фортепиано.

«Как мне было трудно согласиться с такими кадрами, как совестно, – признается сейчас Герман Филиппович, – а детей обучать надо. Записалось в школу порядка 50 человек, и я видел, что ребята с огромным желанием тянутся к музыке. Пришлось начинать работать с тем, что имелось, большую часть нагрузки взять на себя, а уж потом подтягивать преподавателей-профессионалов...»

Постепенно стал выбивать деньги на приобретение не только всего необходимого для школы, но и предметов эстетического воспитания – картин, портретов великих композиторов и даже ковров в классы и коридоры. На занятия дети ходили только со сменной обувью. Бдительная юная дежурная не побоялась остановить у входа даже первого руководителя Сахалинской области – Павла Артемовича Леонова, который после инспектирования сельхозугодий в Тымовском районе в грязных резиновых сапогах зашел посмотреть, как обустроилась первая сельская музыкальная школа. Малышка гордо предоставила высокопоставленному гостю тапочки, которые для родителей или на экстренный случай в большом количестве находились в коридоре. Этот культурный штрих оценил первый секретарь обкома партии.

Для Германа Бабкина работа в Тымовском стала еще и творческой лабораторией. Он взял шефство над тремя школами в районе и бесплатно вел там занятия, руководил еще и хоровым коллективом. И поселок запел. А в 1965 году на дальневосточном смотре художественной самодеятельности в Хабаровске хор под управлением Германа Филипповича, одним из первых в островной области, получил звание лауреата.

Через четыре года Герману Бабкину, за это время отвоевавшему место для своей тымовской музыкалки в новом здании и ставшему депутатом районного Совета, предложили новую должность – директора музыкальной школы в Корсакове. И ему снова пришлось начинать практически с нуля.

Однако и в портовом городе он остался верен своим творческим принципам. Вскоре его коллективы приглашали на все областные конкурсы, фестивали, торжества. Однажды в Южно-Сахалинске в облдрамтеатре доверили выступать одним корсаковцам – так разнообразна была их программа. В составе 180 человек (!) на 6 автобусах прибыли они на праздничный концерт, и вместе с городским детским ансамблем песни и пляски «Дружба» Валентины Филипповны Ивановой, с которым несколько лет Герман Бабкин работал в плотном творческом тандеме, почти два часа радовали зрителей. Участников хора было так много, что на всех не хватило помостов, за это Герман Филиппович, как руководитель сводного коллектива, получил взбучку от организаторов ответственного мероприятия, поскольку им пришлось собирать стулья и табуретки чуть ли ни по всей округе. Зато после выступления к нему подошел глава области Павел Артемович Леонов, крепко пожал руку и по-простецки похвалил: «А здорово пели ваши артисты…».

 

Многоголосие школьного хора Германа Бабкина. г. Корсаков, 1970 г.

С тех пор прошло много лет. Мы рассматриваем с моим героем его домашний фотоальбом, словно на машине времени перемещаясь из одного временного отрезка в другой, где большая часть жизни у него связана с Сахалином. «Я уже совсем «осахалинился», – шутит Герман Филиппович. – Здесь родилось у меня двое детей, подрастают 11(!) внуков. Здесь прошли лучшие годы моей жизни…». А я, глядя на многочисленные с огромным количеством участников хоровые коллективы и оркестры Германа Бабкина, понимаю – прожить жизнь на таком творческом накале не каждый способен. Но Герман Филиппович и в свои 82 года не хочет сбавлять обороты. Несмотря на тяжесть лет, есть у него еще одна мечта – хоть один раз как дирижеру встать перед оркестром. Причем, он считает, что это вполне осуществимо, ведь в следующем, 2013 году Тымовской детской музыкальной школе, которую он создавал с первого колышка, исполнится 50 лет!

«Если нынешнее руководство школы и Тымовского района пригласит меня на юбилей и предоставит возможность вновь почувствовать себя дирижером, вот тогда я с легким сердцем сказал бы – в финале моей «сахалинской симфонии» можно ставить точку или, как говорят музыканты, коду».

Но вот тут я с ним не соглашусь. Благодаря мастерству и энтузиазму Германа Бабкина, несколько поколений сахалинских мальчишек и девчонок приобщились к музыкальной культуре, хоровому искусству, прошли настоящую школу дружбы. Многие из них стали профессиональными музыкантами, работают с детьми и творческими коллективами. А значит – продолжение следует…

 

Фото из личного архива Г. Ф. Бабкина.

 

Авторы:Администратор Администратор