О чем поет сахалинская скрипка

29 апреля 2019, 16:13Краеведение и история
Фото:

Педагог из Шахтерска Галина Аверина рассказала про музыкальный инструмент с характером.

Сегодня в островной области проходит такое большое количество конкурсов, что и отслеживать не успеваешь: вокальные, танцевальные, исполнительские, театральные… Отрадно, что у нас в области столько талантливых ребят и благодаря им о нашем регионе знают далеко за его пределами. Вот только педагоги детских школ искусств, которые делают из юных талантов настоящих мастеров, часто остаются в стороне. Хотя сегодня у этих учителей задача, пожалуй, одна из самых сложных в современном быстроменяющемся мире цифровых технологий:  отвоевать место в детском сердце для прекрасного...

Оценка учеников

В этом году ситуация наконец изменилась. В апреле в Южно-Сахалинске прошел первый региональный конкурс профессионального мастерства «Лучший преподаватель детской школы искусств».  Восемь талантливых педагогов из разных районов области –  люди с большим опытом, за плечами которых немало достижений, талантливых учеников, – проводили  открытые уроки и мастер-классы.

Директор Сахалинского областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства Елена Манойленко рассказала, что к проведению конкурса профессионального мастерства среди педагогов ДШИ шли долго. И первый опыт оказался успешным.

– Очень рады, что в этом году конкурс состоялся.  Мы получили хороший результат. Наши преподаватели очень ярко проявили себя, особенно в таких формах работы, как  визитная карточка, открытый урок, мастер-класс. Мы обязательно продолжим эту практику через год. А опыт, о котором нам рассказали лучшие педагоги, несомненно, будем распространять в области, – сказала Манойленко.

Одна из участниц, Галина Вениаминовна Аверина, получила на конкурсе профмастерства, пожалуй, самый ценный приз – признание ученического жюри. Что может быть важнее, чем высокая оценка тех, для кого работаешь?

Во время короткого интервью педагог детской школы искусств им. А. К. Лядова из Шахтерска рассказала, как стала обладательницей офицерской скрипки, кем из учеников гордится больше всего и о чем думает по дороге на работу.

Скрипачка и пианист

Недавно Галина Вениаминовна отметила юбилей. На носу еще один. Она уже 39 лет в профессии – среди конкурсантов у Галины Вениаминовны самый большой стаж. Это вдвойне удивительно, потому что в детстве музыкальная школа в Костроме для девочки была каторгой. Но при советском строе нравы  в обществе, в семье были строже. Мама сказала – значит, надо. И дочка послушно продолжала заниматься. Но однажды у Гали поменяли педагога…

– За короткий период этот учитель просто заставил меня влюбиться в музыку, я полюбила играть на скрипке. Тогда я поняла для себя главное: музыке можно учиться и по-другому, – вспоминает Аверина.

После школы – музыкальное училище, замужество. Супруг Галины тоже музыкант –  пианист. После окончания обучения встал вопрос: куда же отправиться работать? Ведь в СССР существовала система распределения кадров, что очень выручало отдаленные регионы.

– Мы взяли карту Советского Союза и написали заявки во все крайние точки, – рассказывает педагог. – Отозвались с Камчатки, Совгавани и Сахалина. Но на Камчатку мы с мужем не поехали. Мой папа, который ходил в моря на Дальнем Востоке, рассказал: на Ключевской сопке пепла по колено. В Совгавань тоже не успели: туда перед нами взяли супругов – скрипачку и пианиста, известных на Сахалине Наталью и Владимира Лопатиных. Оставался самый большой в России остров.   

И костромчане отправились работать на Сахалин. Сначала в музыкальную школу Углегорска, потом семейную пару переманили в Шахтерск. Ее директор Михаил Тимофеевич Жилин оказался кадровым стратегом: подбирал в коллектив семейные пары. Так  собралась потрясающая команда: выпускники консерваторий из Одессы, Екатеринбурга, знаменитой Гнесинки.

– Нам было у кого учиться, за кем тянуться. Сейчас мы – старшее поколение педагогов – сохраняем этот необыкновенный дух нашей школы, – делится Галина Вениаминовна.

Без конкурентов

Во время перестройки шахтерские педагоги стали разъезжаться кто куда, на месте остались одни фанатики. И они продолжают растить новое поколение музыкантов.  Кстати, ученики школы возвращаются сюда уже педагогами… Конечно, Шахтерск сегодня переживает не лучшие времена: закрылись шахты, снесли Дом культуры… Но и в этом можно найти плюсы, если поискать.

– В нашем селе есть  музыкальная, спортивная школы и Дворец детского творчества, у нас нет конкурентов! – улыбается педагог. – Когда ты работаешь столько лет в профессии в маленьком городке, про тебя все знают. Я давно не хожу по школам для набора учеников: нам  ведут своих детей те, кто у нас учился.  Даже те, кто так и не  дошел до выпускного класса, доверяют нам своих сыновей и дочек.

Можно ли определить талант к скрипке с первого взгляда? Иногда такое бывает, рассказывает Галина Аверина. И вообще до определенного уровня научить играть на инструменте можно даже медведя.  Но чтобы стать талантливым музыкантом, нужно всего два фактора – трудолюбие и фанатичная любовь.  Задача педагога – научить любить играть на музыкальном инструменте. Тогда ученик сможет добиться всего.

Учеников Авериной сахалинцы знают и любят. В городском камерном оркестре работает Анна Бойко, когда-то она привела к Галине и свою маленькую дочь. Другая ученица, Алина Иванина, сегодня преподаватель по классу скрипки в Холмске… Важно и то, что не бросают роман с музыкой выпускники, у которых жизнь сложилась иначе.

– Я своими учениками горжусь. Все мои воспитанники, окончившие музыкальную школу, не расстались со скрипкой, продолжают играть, – рассказывает Галина Вениаминовна. – Моей первой ученице пятый десяток, вырастила троих детей. Однажды пришла ко мне и говорит: наконец у меня появилось время. Хочу играть, помогите. Взрослые женщины просят позаниматься с ними, чтобы могли играть для себя, дома, пока никто не видит. Душа требует музыки. Это  любовь на всю жизнь.

Нежный голос 

Считается, что звук скрипки ближе всего к человеческому голосу. Но люди, как и скрипки, бывают разными, утверждает педагог музыкальной школы. Тонко чувствующая,

одухотворенная, демократичная, сильная… Нужно только научить инструмент заговорить своим голосом, говорит Аверина.

– Взял ты скрипку с ребенком в руки и  научи дитя разговорить ее так,  чтобы она доверила ему свои эмоции и чувства, – это, пожалуй, одна из главных задач, – делится секретами педагог.

О своих трех скрипках, которые она сама разговорила, уже давно рассказывает как о старых друзьях. Первый инструмент купила еще в училище.

–  Эта удивительная скрипка фабрики Циммермана, мы с мамой купили ее у вдовы русского офицера, который  на ней играл. Пришли к этой старушке домой, и встреча эта получилась   необыкновенной. Хозяйка показала фотографии, на которых он был в плену в Первую мировую –  стоял там в руках со скрипкой. Ее я привезла с собой на Сахалин, – рассказала педагог.

На острове Аверина купила еще одну скрипку – у цыганского ансамбля, который приезжал на гастроли. Инструмент совсем небольшой, как и его хозяйка, звук нежный, проникновенный.

 – А последняя моя скрипка – подарок школе. Иногда кажется, что этот удивительный инструмент все делает за меня. Вот такое трио скрипок собралось в моей коллекции, и все они разные: мужественная, нежная и самостоятельная. Надеюсь, у нас еще есть что сказать и моим ученикам, и зрителям на концертах, – говорит на прощание Галина Аверина.

Блицопрос

– О чем вы думаете по дороге в школу?

– Как правило, об очередном концерте или выступлении. Через 10 дней мы со школой едем в Китай, нужно собрать документы, завтра репетиция. Сейчас думаю только об этом.

– Когда хотите отдохнуть, какую музыку слушаете?

– Есть известная поговорка про всех музыкантов: моя любимая  музыка во время отдыха – тишина.

– Если бы вы не стали учителем, кем бы были?

–  В детстве хотела быть учителем английского языка, артисткой кукольного театра.  Знаю, что в обоих случаях я оказалась бы на своем месте. Почему-то никогда не сомневалась, что моя работа будет связана с детьми. Они чистые и прозрачные, всю хитрость, лесть сразу видно.

– Чему самому главному научили ваши ученики?

– Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться.  У меня была талантливая девочка Майя Самойлович. Мы играли  с ней очень сложное произведение скерцо Иоганнеса Брамса, а партия скрипки была без аппликатуры. Так-сяк пробовали, не получалось. Однажды Майя предложила попробовать свой вариант. И она, представьте, нашла оптимальную аппликатуру! Я в детстве испугалась бы такое придумывать, полагалась бы на учителя. А мои ученики ищут свою дорогу. И этому тоже стоит поучиться. 

Фото Сахалинского областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства

Авторы:ГВ Корректоры