Глава мусульманской общины рассказал о традиционном исламе и поделился секретом счастья
Абдульвахид Нурисламов в совершенстве владеет несколькими языками – русским, арабским, узбекским, татарским. Островные полицейские приглашают имама, чтобы он перевел тексты и речи в экстремистских материалах, которые то и дело попадают в руки островных силовиков. Так, недавно в очередной раз А. Нурисламов смотрел ролик, обнаруженный в памяти сотового телефона задержанного. Там радикалы открыто не призывали никого убивать. Однако тот, кто «в теме», все поймет и без прямых указаний.
Руководитель местной мусульманской религиозной организации «Сахалин» Абдульвахид Нурисламов рассказал нашему корреспонденту, почему он не приветствует смешанные браки и что нужно делать, чтобы русских девушек не вербовали радикалы.
– Абдульвахид-хазрат, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Откуда вы родом? Почему решили стать имамом?
– Мне 35 лет. Родился я в Башкирии, где закончил школу. У моего старшего брата был друг – имам (имам – в исламе духовное лицо, главное в мечети. Прим. ред.). Наша мама уважала религиозных людей и однажды попросила брата пригласить имама в гости. Он рассказал мне об исламе, и, знаете, как-то сразу в душу легло все то, что он разъяснял о том, что есть Творец, что мы на Земле лишь временно и после все предстанем перед ним. По совету имама я получил религиозное образование – полтора года отучился в духовной семинарии. Потом судьба дала мне шанс продолжить образование в Турции, в Стамбуле. На факультете «Духовность» я изучал ислам четыре года. После этого вернулся в Россию. В Российском исламском университете в Уфе я одновременно и учился заочно, и преподавал. В 2012 году мне предложили поработать имамом города Ноябрьск в Ямало-Ненецком автономном округе. После муфтий Центрального духовного управления мусульман Дальнего Востока пригласил меня служить на Сахалин.
Вы упомянули понятие «джихад» (в переводе – «усилие») – понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Хочу расставить точки над «i». У обывателя часто это слово ассоциируется с терроризмом. То, что творится сегодня в мусульманском мире, – это никакой не джихад, не священная война. Это грязная политическая борьба за мирское. Такова официальная позиция традиционного ислама. Раньше исламская вера была едина, не было ни радикальных ветвей, ни традиционных. Но после того, как некоторые верующие стали совершать страшные поступки, я говорю сейчас о терроризме, участии в войнах, приверженцы мирной религии были вынуждены отколоться от них, назвав себя традиционными мусульманами.
В России мусульмане не дадут себя переубедить в ином. И православные тоже молодцы, стараются держаться вместе. Мы же в свое время, русские и татары, православные и мусульмане, бок о бок защищали от врага нашу одну Родину. И французов победили, и немцев. Думаю, мы на верном пути и все у нас будет хорошо.
– Раз уж вы затронули эту тему, скажите, как вы оцениваете поступок завербованной студентки МГУ Варвары Карауловой, которая не так давно была задержана на турецко-сирийской границе при попытке примкнуть к боевикам?
– Согласен, это ужасно. Но, к сожалению, это не единичный случай, когда молодежь используют радикальные исламисты. Они тоже жонглируют понятием «джихад». Но нужно помнить и объяснять молодым людям, что никакой священной войны сейчас не происходит. Обманутые люди, заражаясь этими идеями, с легкостью лишают себя жизни, убивают невинных. Эти жертвы бессмысленны.
Когда СОМ начало нас обвинять в том, что якобы мы сеем раздор среди островных мусульман, наш муфтий собрал всех вместе и предложил объединить организации в одну. Сказал – пусть даже ваш глава будет имамом объединенной структуры. Но главное условие – все должно быть узаконено, официально зарегистрировано, согласно российским требованиям к религиозным общинам. Четыре раза проводилось собрание! Но представители СОМ так и не согласились жить в мире. Тогда муфтий принял решение создать организацию «Сахалин», главой которой я и являюсь. В России должна быть одна, единая структура правления – Центральное духовное управление мусульман, которое создавалось еще Екатериной II в XVII веке. Некоторые прихожане СОМ уже приходят молиться к нам. Люди увидели, где свет, где реальные дела. Все они говорят примерно одно и то же: нашей организации уже 12 лет, мы прилежно вносим пожертвования, а результата не видим. В Коране написано: соревнуйтесь в благих деяниях.
– Вернемся к вашему служению. Абдульвахид-хазрат, а трудно быть имамом?
– В каждой работе есть свои сложности. То, что я на святой должности – меня радует. Тяжело порой бывает в финансовом плане. Но я не отчаиваюсь. Все терпимо.
– Имаму позволено заводить семью?
– Да. У меня есть жена и двое замечательных детей.
– Некоторые религиозные группы добавили к пяти столпам ислама шестой – джихад, означающий борьбу с собственными страстями. Какова ваша самая большая слабость, страсть, с которой вы боретесь?
– Самая большая моя слабость, да и большинства современных людей, в том, что мы часто от Всевышнего отвлекаемся на мирские заботы. Я желаю всем чаще думать о Боге. Не только тогда, когда совершаешь обязательную молитву, но и просто так, в обычной жизни.
– Много ли людей приходят на молитвы?
– В обычные дни, вы сами видите, не очень много (в прошлый четверг совершить зухр – обязательную для мусульманина послеобеденную молитву – пришли лишь три человека. Прим. автора.). По пятницам на коллективную молитву в молельный дом приходят 350–400 человек. Мы же проповедуем традиционный ислам, я рассказываю об этой вере, и люди тянутся к настоящему, духовному.
– Есть ли на территории области другие мусульманские организации и как с ними у вас строятся отношения?
– Сейчас в островном регионе действуют две мусульманские религиозные организации – «Сахалин», которую я возглавляю и «Сахалинское общество мусульман» (СОМ), основанное религиозной организацией «Духовное управление мусульман азиатской части России».
Этой весной мы открыли молельное помещение в ангаре, который нам выделила городская администрация, то есть постройка принадлежала муниципалитету. Местные власти ранее предлагали отремонтировать ангар представителям СОМ, но они отказались.
В прошлом году на Сахалин из Хабаровска приехал муфтий Центрального духовного управления мусульман Дальнего Востока. Он многое сделал для верующих сахалинских. С тех пор мусульмане получили хороший молельный дом. Налажен диалог с властью и Русской православной церковью.
– Вы обрадовались перспективе переезда на наш остров?
– У нас не принято отказываться от таких предложений. Конечно, никто никого не заставляет переезжать, но перечить никому не придет в голову. Куда скажут – туда и едем. Я искренне рад тому, что оказался здесь. Когда бы еще у меня появилась возможность пожить на Сахалине!
Мне здесь очень нравится. Я приехал на остров в декабре прошлого года, благополучно перезимовал. После Ямала ваш остров показался мне просто прекрасным. Так много солнца! А в Ноябрьске детям врачи прописывают принимать витамин D.
– Открою вам секрет, и сахалинским детям его прописывают при рождении. Кстати, о местном населении. Недавно в Южно-Сахалинске для людей, исповедующих ислам, открылась мечеть. Как соседи, живущие рядом во Владимировке, восприняли такое соседство?
– Я вас поправлю: не мечеть, а молельный дом. В феврале городские власти предоставили нам этот ангар. Он требовал серьезного ремонта, отделки. Силами прихожан мы его обили железом, покрасили, внутри устлали все ковролином, территорию вокруг отсыпали щебнем.
Соседям интересно было, что ж здесь такое строят? Заглядывали за забор, спрашивали. В целом новость, что здесь будет место для молитв, восприняли спокойно. Просили лишь по пятницам (в этот день больше всего прихожан) не загораживать проезд. Мы, мусульмане, всегда были благодарны российскому народу за их хорошее отношение к нам.
– Скажите, проблема межнациональных браков актуальна для Сахалина?
– Здесь мне еще не довелось проводить обряд бракосочетания между русской девушкой и, скажем, мужчиной из Средней Азии. Поэтому не могу ответить на ваш вопрос. Однако могу поделиться опытом моего служения в Ноябрьске. Честно, мне приходилось скреплять узами мужчин и женщин, проповедовавших разные религии, хоть я не сторонник таких союзов. А что мне оставалось делать, если люди любят друг друга и хотят сочетаться по всем правилам? Как говорится, сердцу не прикажешь. Но когда жених – приезжий из другой страны, я всегда до обряда разговаривал с ним с глазу на глаз. И если он лишь обмолвился, что на родине его ждет другая – отказывал паре бесповоротно, чаще даже не объясняя причины. Зачем мусульманин будет обманывать русскую женщину? Она же потом ко мне первым делом и придет и спросит: имам, где мой муж? Были такие случаи, что скрывать. Мужчина берет в жены девушку, а дома у него уже семья и даже дети. В разных вероисповеданиях встречаются нечестные люди.
Мой совет таким парам – живите в согласии. Если уж полюбили друг друга и решили создать семью – Бог в помощь. Коран учит относиться ко всем людям одинаково, как к дочерям и сыновьям Адама и Евы. И не важно, на каком языке ты говоришь, какой у тебя цвет кожи, какую религию исповедуешь.
– Успехов вам и спасибо за беседу!