Номинация «Человек десятилетия». Вечный сюжет поэтических строк...

19 сентября 2013, 14:37Общество
Фото:

Николай Тарасов – поэт, ответственный секретарь Сахалинского регионального отделения Союза писателей России.

Штрихи к портрету номинанта

Николай Тарасов – член Союза писателей России. Публиковался в журналах «Наш современник», «Аврора», «Дальний Восток», «Юность» и других изданиях, а также в коллективных сборниках «Сахалин», альманахах «Поэзия».

За книгу стихов «Обновление», вышедшую в издательстве «Современник» (г. Москва) в 1980 году, ему присуждена премия Сахалинского комсомола. Он – лауреат премии Сахалинского фонда культуры, журнала «Дальний Восток», премии губернатора Сахалинской области. За вклад в культуру награжден медалью А. С. Пушкина.

Родился Николай Тарасов в городе Одессе в 1947 году в семье военнослужащего. Детство проходило в Новосибирске, Хабаровске, Уссурийске. Юность – в Ташкенте. Стихи 13-летнего подростка появились сначала в ташкентской газете, а позже регулярно звучали на республиканском радио.

На Сахалин попал по призыву на срочную военную службу. На островной земле обрел верных друзей-литераторов. Они-то и уговорили молодого человека вернуться сюда после демобилизации. В 1970 году Николай приехал в город Горнозаводск. Работал учителем в восьмилетней школе, директором станции юных техников. Параллельно с этим окончил филологический факультет ЮСГПИ. В 1979 году переехал в Южно-Сахалинск, где стал редактором обллита.

С 1988 года по настоящее время избирается ответственным секретарем Сахалинской писательской организации (сейчас это Сахалинское региональное отделение Союза писателей России).

Был делегатом последнего съезда Союза писателей СССР (1989), учредительного съезда Международного сообщества писательских союзов, шести съездов Союза писателей России.

Николай Тарасов – автор десяти поэтических и четырех прозаических книг. Член правления Союза писателей России. Член редколлегии журнала «Дальний Восток» и правления Сахалинского фонда культуры.

Более десяти лет является руководителем областного литературного объединения «Лира».

Как молоды мы были!

– Николай Антонинович, сначала немного арифметики. За почти 46 лет работы у Сахалинской писательской организации было всего два руководителя – Иван Белоусов, который 20 лет стоял у руля творческого союза, и 26-й (!) год вы являетесь ее ответственным секретарем. За этот период многое изменилось в стране, в обществе. А чем стали для поэта Николая Тарасова прошедшие десятилетия?

– Это были годы творчества и вдохновения, подкрепленные писательским братством. Говорят – не дай Бог жить в эпоху перемен, но нам довелось не только жить, но и писать книги в это время.

В 70-80-е годы ведущим жанром островной литературы стала поэзия. Тогда все в нашей жизни было пропитано романтикой дальних дорог.

В то время в островной области выходили очень добротные литературно-художественные сборники «Сахалин», в которых, конечно же, преобладали стихи. Художественный уровень этих сборников был традиционно высок, может быть, потому, что в издательстве тогда работали требовательные редакторы: прозаик Александр Морозов и замечательный поэт Владимир Переверзев.

Впечатлений нашим авторам хватало. В доперестроечные времена у сахалинских писателей была возможность ездить в творческие командировки по всему островному краю, Дальнему Востоку. Захотелось Михаилу Финнову почерпнуть курильских впечатлений, а Анатолию Тоболяку побывать на острове Монерон, написал заявку на командировку – и кати себе! Но и творческая отдача от таких командировок была ощутимой.

Наши авторы публиковались тогда практически во всех крупных литературных журналах Советского Союза. Всей стране стали известны имена Анатолия Ткаченко, Владимира Санги, Ивана Белоусова, Евгения Лебкова, Бориса Репина, Николая Максимова, Валентина Богданова, Михаила Финнова, Олега Кузнецова, Анатолия Тоболяка…

90-е годы оказались нелегкими и для сахалинских писателей, на которых, так же, как и на всех в обществе, пришлись тяготы перестройки. После распада Советского Союза перестал существовать и Союз писателей СССР. Теперь республиканские союзы стали жить сами по себе. Писатели разделились по политическим взглядам, образовались альтернативные союзы писателей. Прекратило существование областное литературное объединение «Островитяне», был приостановлен выпуск литературно-художественных сборников «Сахалин», не было возможности проводить большие праздники – дни литературы с участием известных писателей страны… Но брожения в творческой среде и раскола в писательских рядах, столь характерных для центральных регионов, среди островных литераторов не произошло. Нам удалось сохранить единство своего творческого сообщества.

На писательском небосклоне заблистали новые имена – Владимир Семенчик, Марина Зайцева, Роман Хе, Владимир Плотников, Тая Немова, Вадим Горбунов, Людмила Баженова, Анна Сафонова, Сергей Ян, Елена Машукова… Они пополнили ряды Сахалинского регионального отделения Союза писателей России.

Литературная жизнь и сейчас не затухает. Возродился литературно-художественный сборник «Сахалин» – своеобразное зеркало жизни. Действует областное литературное объединение «Лира». Тесное сотрудничество с областной универсальной научной библиотекой, создание совместных проектов тоже дает свои плоды. Правительством области поддерживается план по изданию социально значимой краеведческой литературы, в который попадают и наши, самые «весомые» книги. Снова проводятся литературные фестивали с приглашением известных писателей из столицы и других регионов. Областное министерство культуры поддерживает Дни литературы, проводимые нами дважды в год: в апреле – по югу области, в октябре – в северных районах. А встречи с читателями для писателей по-прежнему дорогого стоят.

Годы – камушки янтарные

– Скажите, а как и когда зажглась поэтическая звезда Николая Тарасова на островном писательском небосклоне?

– Сразу после создания Сахалинской писательской организации в 1967 году я попал на семинар островных писателей. Там оставил свою рукопись. Но тут подоспел дембель, и я улетел домой в Ташкент, где меня ждали жена и ребенок. Работал в греческой стойрембригаде на восстановлении Ташкента, который все еще залечивал раны после землетрясения 1966 года. Переписывался с сахалинскими друзьями: Михаилом Финновым и Евгением Лебковым.

Михаил писал: «Что же ты уехал? Мы посмотрели твою рукопись, нужно книгу издавать. Надо бы встретиться и переговорить. Приезжай…». Зазывал на остров и Лебков, который даже обещал устроить меня на работу в свое Долинское лесничество. А я и сам уже, глотнув неповторимого островного воздуха, повидав море и гигантские травы, заболел Сахалином, скучал по нему.

А потому в октябре 1970 года с одним портфельчиком в руке, оказался на острове, в городе Горнозаводске. Еще учась заочно на втором курсе пединститута, устроился учителем труда в школу. Из-за нехватки кадров или болезни преподавателей вел разные предметы: русский язык и литературу и даже электротехнику с машиноведением, в которых сам смутно разбирался, поэтому подготовка к этим урокам отнимала много времени.

В 1979 году мы с семьей переехали в Южно-Сахалинск, где я оказался в гуще литературной жизни. А в 1988 году писатели избрали меня на должность ответственного секретаря Сахалинской писательской организации. Пришли новые заботы, нужно было решать в этом качестве проблемы организации, а подчас и самих писателей. Тогдашняя власть с уважением относилась к писательскому цеху, поскольку на одном из съездов КПСС, на самом высоком уровне, было заявлено, что «писатели – это впередсмотрящие партии…».

Перестроечный стресс литераторы по-разному переносили. Писатель Фазиль Искандер сказал: «Жизнь стала тяжелее, но дышать стало легче…».

Я принимал новые веяния, считая, что обновление нашему обществу необходимо. Молодежь вообще как должное воспринимала перемены, мгновенно осваивая в своих писательских экзерсисах новые тематические просторы и наслаждаясь свободой слова.

Некоторые, не выдержав разрухи и безденежья, под гнетом жизненного прессинга, потянулись к рюмке и спились.

Были и те, кто уехал с Сахалина в поисках лучшего.

«Годы – камушки янтарные, между пальцев скок да скок…» – написал я в одном из своих стихотворений. В осколках памяти отражается время. Но нужно сказать: несмотря ни на какие веяния и перемены в нашей стране, я никогда не переставал писать. Меня в жизни всегда интересовала и сейчас интересует прежде всего эстетическая сторона. Ведь А. П. Чехов не зря говорил: «Воспитывайте в себе эстетику…». Считаю, без этого невозможно творчество. Художественный образ возникает не просто из слов, а из того, что стоит за ними, из их взаимосвязи…

Но я живу не только поэзией. В последние годы пишу прозу. У меня она больше мемуарная. Возможно, это возрастное – все больше хочется поразмышлять о прожитом и пережитом. Это, как у Пушкина – «года к суровой прозе клонят…».

Мои воспоминания называются иронично – «По велению глупости». Здесь – попытка о серьезном рассказать без надувания щек, с улыбкой и не зло: о детстве, юности, жизни в Ташкенте и на Сахалине в разные годы… Словом, о времени и о себе.

Семиструнная встала радуга

– Совсем недавно отгремел фанфарами III Сахалинский международный кинофестиваль «Край света». По красной дорожке прошли и вы. Но, насколько я знаю, ваше «шествие» в большое кино состоялось много лет тому назад. Вы являетесь автором стихов к песням в нескольких художественных фильмах, снятых на киностудии им. М. Горького и «Мосфильме». Как возникло это творческое сотрудничество?

– Еще до своего кинематографического «выхода» мне довелось встретиться с одним из представителей отечественного кино – Джимом Паттерсоном. Это тот самый малыш-негритенок из всеми любимого советского кинофильма «Цирк». К тому времени он – сын американского эмигранта – жил в Москве, был офицером Военно-морского флота, поэтом. В 1975 году вместе с группой известных литераторов он прибыл к нам на Дни литературы.

С Джимом мы попали в одну писательскую группу, которая отправилась на встречу с читателями в Ноглики и Оху. В поездке мы много с ним общались, и он понравился мне своей открытостью. В северный Сахалин Джим просто влюбился и не переставал удивляться его людям и местным красотам. Позже я встречал его на съездах Союза писателей.

А что касается моего непосредственного соприкосновения с миром кино, то в начале 80-х годов мне вдруг позвонил с киностудии им. М. Горького режиссер Вячеслав Захарович Максаков. Известный кинематографист сказал, что ему понравились стихи в моем поэтическом сборнике «Обновление», вышедшем в Москве в издательстве «Современник». И он хочет два стихотворения использовать в виде песен в своем фильме «Обещаю быть». Я, конечно, не возражал. Вскоре вышел и сам фильм.

В нем рассказывалось про рабочего паренька (артист В. Носик), которого послали вожатым в пионерский лагерь. Там и разворачиваются все основные события. С ребятами он находит останки воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Звучит военно-патриотическая тема, также подкрепленная музыкально одной из моих песен. Кстати, именно в этом фильме сыграл еще школьником свою первую роль в кино ныне известный артист Иван Охлобыстин.

В те же 80-е годы по телевидению прошел трехсерийный художественный фильм о строителях БАМа «Нам здесь жить», снятый режиссером Владимиром Сарухановым. В нем прозвучали три песни на мои стихи. В этом фильме снимались известные артисты – Армен Джигарханян, Юрий Васильев, Наталья Андрейченко, Михаил Кузнецов, Михаил Кокшенов и другие. Фильм получился хороший, теплый, человечный.

Прозвучали песни на мои стихи и в другом максаковском кинофильме – «Импровизация на тему биографии».

Музыку ко всем стихам написал композитор Владимир Комаров, в то время – главный композитор киностудии «Мосфильм».

Фильмы Вячеслава Максакова, к которым я был причастен, демонстрировались на Сахалине. Южносахалинцы увидели их в кинотеатре «Комсомолец». Собралось много народа, отзывы зрителей меня порадовали.

Кстати, недавно, как привет из прошлого, мне позвонил Владимир Комаров, нашедший меня через сотрудников областного краеведческого музея. Он был рад нашему общению, рассказал, что его дочь, тоже композитор, живет в Германии и там поет наши песни. Но главное, композитор – народный артист РФ, президент гильдии композиторов, пишущих для кино, сообщил, что на канале ВГТРК планируется выпуск восьмисерийного фильма, в котором каждая серия начинается одной из моих песен, и инструментальная тема из нее проходит по всему фильму. Пообещал, что на днях пришлют мне «символический» (по финансам) договор. Так что, возможно, мои отношения с большим кино продолжатся.

В интернет-пространстве

– Статистика утверждает, что в последние годы с приходом в нашу жизнь Интернета у нас, когда-то самой читающей в мире стране, упал интерес к чтению книг. Как вы, писатель, чувствуете себя в новом формате отношений с читателями?

– Очень комфортно. К тому же приветствую и всячески поддерживаю появление электронных книг. Я и сам не расстаюсь с «карманной» библиотекой. Где-то в поездке или в минуты отдыха, достал – почитал, очень удобно.

Безусловно, Интернет приближает писателей, в том числе и сахалинских, к читателям. А мне, как руководителю литературного объединения «Лира», куда, несмотря на доступность интернет-технологий, не зарастает народная тропа, стало проще работать с рукописями авторов, которые приходят к нам на занятия.

Но тут есть и свои загогулинки – для тех, кто раньше писал свои сочинения в тетрадку, интернет-пространство открыло прямой доступ к читателям, став своего рода «самиздатом». Сейчас ничего не стоит забросить во Всемирную сеть свои опусы, даже низкопробные, и быть довольным собой – пусть народ читает. Но тут уж дело вкуса самих читателей.

– А каково сейчас творческое самочувствие участников литобъединения?

– В целом современный писательский подрост радует. Новое время рождает новые имена. У нас появилась целая обойма интересных молодых поэтов и прозаиков. Некоторые из них: Ася Сенина, Владимир Меньшиков, Ольга Асеева, Ирина Чаленко, Олег Баклаков, Артемий Семичаевский выпустили свои первые книги. В 2008 году на Сахалине мы открыли для себя талантливого писателя – Ирину Левитес. Ее своеобразное творчество нашло отклик у многих читателей, и не только на островной земле. И хоть понятно, что литература, как и все искусство, это не спорт, здесь нет ни первых, ни отстающих – у каждого писателя – свой микрокосм, – тем не менее, творчество наших островных писателей удерживает достаточно высокую планку в общем культурном «космосе». Впрочем, наверное, край у нас такой – располагающий к творчеству.

Блиц-опрос

– Ваши увлечения?

– Дела литературные занимают большую часть моей жизни. Но, как и раньше, обожаю итальянское пение, чтение хорошей литературы… Однако уже не хватает времени и сил на любимейшее когда-то увлечение – собирание камней-самоцветов. Но я коллекционирую их по-прежнему. В свое время в поисках островных самоцветов изъездил и исходил чуть ли не весь остров. Бывал и на Монероне. Провел с друзьями две экспедиции в Амурскую область на реку Зею. В те времена еще вручную распиливал найденные природные образцы. Грядущая красота открывающегося камня окупала все труды. Впрочем, то же самое происходит и в литературе.

– Что приемлете в людях, а что категорически не воспринимаете?

– Привлекают люди порядочные, не меняющие свои взгляды в зависимости от обстоятельств и конъюнктуры. Не терплю хамство и невежество.

– Верите в гороскопы? Знаете, кто вы по знаку Зодиака?

– Если верить звездам, я – Близнец. Вот и ищу всю жизнь родственные души (смеется). К гороскопам отношусь как к забаве.

– Как и где любите отдыхать?

– В Греции, где у меня с женой Анютой есть уже свои любимые места. Там, кстати, живет и семья сына – невестка, два внука.

– Любимое время года?

– Золотая сахалинская осень.

– Что значит для вас любовь?

– Законы любви необъяснимы, но счастлив тот, кто любил и любим. А для писателя любовь, влюбленность – это движитель в творчестве. Вот и у меня первые стихи начинались с мальчишеской влюбленности.

– Ваши мечты. О чем они?

– Удержать то, что уже создано и достигнуто в островной писательской организации и в литобъединении «Лира». Хочется закончить пятую часть своей книги воспоминаний и начать новую. А в 2014 году вместе с Центром чтения СахОУНБ принять участие в проекте министерства культуры Сахалинской области в проведении литературного фестиваля с приглашением писателей Дальнего Востока и Забайкалья.

Фото из личного архива Н. А. Тарасова.

Авторы:Администратор Администратор