Евгения Ким – преподаватель корейских танцев и культуры Страны утренней свежести ДШИ «Этнос»
Номинация «Успех– 2017»
Досье
Коренная сахалинка Евгения Ким родилась в 1973 году в Южно-Сахалинске. После школы, в 1991 году, поступила в Сахалинское музыкальное училище (ныне Сахалинский колледж искусств) на отделение культпросветработы, где готовили руководителей самодеятельных хореографических коллективов. С 1996 года, будучи студенткой училища, стала работать в ДШИ «Этнос» на только что созданном отделении корейского искусства. Окончив учебное заведение, продолжила здесь свою педагогическую деятельность в должности преподавателя. «Этносовский» стаж Евгении Ким составляет 22 года.
Евгения Ким подготовила несколько десятков победителей и призеров региональных, всероссийских и международных конкурсов. Ее коллективы на региональном и международном уровне четыре раза удостаивались Гран-при, дважды получали серебряные медали Дельфийских игр России и Европы, а также большое количество дипломов.
Звездная дорожка
– Евгения Сенхаковна, недавно выпустился очередной состав вашего корейского ансамбля «Кенари». А сколько всего их создано вами?
–У меня было девять творческих коллективов. Многие стали своего рода визитной карточкой не только корейского отделения ДШИ «Этнос», но и островной области. Особо известны такие ансамбли, как «Моранбон»– это название горы в Северной Корее, «Доради» («Колокольчик»), «Кенари», что означает название кустарника форзиции, который самым первым распускается весной в Корее.
– Свое первое выступление помните?
– Конечно. Только впервые выступить на большой сцене мне довелось не здесь, а в КНДР. В 1990 году у России с Южной Кореей еще не были установлены дипломатические отношения. А вот с Северной Кореей начинали завязываться культурные связи. В Пхеньяне проводился традиционный Международный артистический фестиваль «Апрельская весна», на котором мы побывали с ансамблем «Корё».
На празднике танца присутствовали корейские коллективы из Америки, Канады, Китая и других стран. Это были выступления сложившихся ансамблей высочайшего уровня. А нас принимающая сторона старалась подтянуть до них. Мы приехали в КНДР почти за три недели до начала фестиваля. Все это время практически не выходили из хореОграфического зала. С нами занимались профессионалы, заслуженные артисты Северной Кореи, танцоры и хореографы. Сахалинскому ансамблю были выданы настоящие корейские национальные костюмы вместо наших стилизованных, пошитых островными мастерицами по картинкам из книг. Снабдили средствами для макияжа, а также бутафорией – от заколок для волос до специальной обуви.
Но больше всего нас поразила сцена, которой, как нам казалось, не было конца и края. А еще перед нами был зал на две тысячи посадочных мест. Приходилось от всего этого сдерживать внутреннее волнение и сосредоточиваться только на танце. Бурные овации зрителей говорили о том, что наше выступление понравилось. И тот успех мы стараемся закрепить на всех наших многочисленных концертах.
Теплый ветер Пхеньяна
– Скажите, как и когда вас покорил корейский танец?
– У корейского танца, как и у самого народа, – непростая судьба. Когда Япония оккупировала Корею с 1910 до 1945 года, многие из народных танцев буквально выживались из общества и были забыты. После освобождения небольшая группа танцоров начала возрождать заново традиционную хореографию.
В России, в том числе на Сахалине, долгое время, вплоть до перестройки, корейская культура не развивалась. Мне было лет 12, когда я узнала, что в здании Дома политпроса, где сейчас находится Институт востоковедения СахГУ, появился ансамбль корейского танца «Корё» (название одного из древних государств в Корее). Я с детства любила танцевать, занималась в музыкальной школе, поэтому решила попробовать себя и в национальном танце. Уже с начала занятий поняла – это мое, и рада, что не ошиблась.
В 2015 году ансамбль «Кенари» пригласили выступить во Владивостоке на Восточном экономическом форуме. По всей набережной ДВФУ острова Русский, где все это проходило, протянулась выставочная и сценическая площадка под названием «Улица Дальнего Востока». Получилось так, что в нашу скомпонованную программу организаторы неожиданно внесли изменения. Они не знали, что при комплексном обучении в ДШИ дети осваивают не только хореографию, но и игру на национальных инструментах. Соответственно, одни и те же «кенарята» участвовали в танцевальных и музыкальных номерах. Незнание этих нюансов привело к тому, что и без того уставшим танцорам, после исполнения трех номеров, пришлось тут же бежать на другой конец набережной, чтобы успеть выступить в номере барабанщиков. Только добежать – это одно, надо было еще успеть переодеться, причесаться, настроить инструменты, разобраться с кучей атрибутики. Но ребята молодцы, и в столь ускоренном варианте все сделали как надо. Наши барабанщики, как в свое время в программе «Минута славы» на Первом канале ЦТ, буквально покорили зрителей, в том числе зарубежных.
– Изумительный по красоте «Танец с веерами» – классика корейского танца. В чем особенность его философии?
– Корейский танец берет начало из ранних шаманских ритуалов пятитысячелетней давности. Он являлся частью религиозных обрядов, поэтому лишен отрытых эмоций, взрыва чувств. В нем все сдержанно.
Считается, что знаменитый танец с веерами – пучхэчхум – произошел от шаманского обряда с листьями. Легкие колыхания красивых вееров, словно крылья бабочки, призывают гармонию в мир, олицетворяя буддийскую символику, основу которой составляют цветы. В данном случае это образ раскрывшегося пиона.
В Сочи у нас был очень напряженный график выступлений, и мы всегда торопились. Однако там была организована серьезная охранная система. Везде нас проверяли по нескольку раз, тем более что с нами был довольно необычный груз – многочисленные барабаны, масса других музыкальных инструментов, танцевальная атрибутика, костюмы. Служба охраны недоумевала – и это все для танцев?
Метафизическая философия
– Вам приходится выступать и на других представительных мероприятиях. А бывали экстремальные случаи в поездках?
– Концерт на незнакомых площадках для юных артистов – это всегда экстрим. Сцена для нас то слишком большая, то слишком маленькая. В зависимости от этого приходится спешно корректировать разводку танца, а порой даже уменьшать состав танцоров. Наши дети к этому привыкли и относятся к таким неожиданностям с пониманием. Но однажды мы попали в необычную и весьма сложную ситуацию.
В 2016 году мы отметили 20-летие корейского отделения в ДШИ «Этнос». По этому случаю был обобщен опыт работы наших педагогов и организован концерт «Времена года».
Русское отделение образовалось на пять лет раньше. Но удивительно, как основатель школы Наталия Семеновна Эйдинова смогла почувствовать необходимость создания в школе искусств корейского отделения. Не одно поколение сахалинских корейцев мечтало о том, чтобы их дети имели возможность изучать свою национальную культуру.
– Корейское искусство для многих – желанная экзотика. Где вы почувствовали наиболее теплый прием?
– Мы ощущаем его всегда. И все-таки огромный интерес к нашим коллективам проявился в 2014 году в Сочи, где наша школа «Этнос» принимала участие в культурной программе ХХII зимних Олимпийских игр. Островной регион представляли коллективы отделения русского фольклора и два – корейского. Зрители принимали нас не только тепло, но и с большим удивлением. Нас часто спрашивали: «Вы откуда?» Отвечаем: «С Сахалина». У многих округлялись глаза – как корейцы там оказались? Приходилось объяснять историю насильственного переселения японцами наших предшественников.
Блицопрос
– У вас две дочери. Как они относятся к танцам?
– Обе прошли через школу «Этнос». Старшая дочь Алина вышла замуж. Надеюсь, скоро появятся внуки. Младшая – Даша в этом году окончила корейское отделение, была солисткой ансамблей «Кенари» и «Пельгори». Бросать занятия танцами и барабанами не собирается. Впрочем, не только она, но и многие наши выпускницы приходят к нам и просятся снова в коллектив. Мы предоставляем им такую возможность. А две воспитанницы уже стали нашими коллегами.
– Чем увлекаетесь в свободное время?
– Раньше нравилось заниматься рукоделием – шила, вышивала, вязала. Сейчас люблю выращивать цветы. Их у меня много дома и на работе. Многие удивляются – почему у тебя все цветет? Чтобы и на летних каникулах быть в форме, мы с дочкой Дашей стали ходить в группу джампинга – это занятия на батутах. А еще вся семья у нас увлекается горными лыжами.
– Ваше жизненное кредо?
– Делать то, что ты любишь, – свобода. Любить то, что ты делаешь, – счастье.
Фото из архива Евгении Ким