Социальный конфликт и мистика: якутский театр представил на Сахалине спектакль «Марба»

15 июня 2019, 10:17Общество
Фото:

В Южно-Сахалинске постепенно набирает обороты театральный фестиваль «Сахалинская рампа». Вечером 14 июня на сцене областного театра кукол труппа из Якутии представила спектакль «Марба». Сотрудники РИА «Сахалин-Курилы» испытали на себе силу и глубину северного искусства.

«Марба» (здесь нужно поставить ударение на второе А) – постановка необычная от начала и до конца, и то, что актеры Нюрбинского театра разговаривали между собой на якутском языке, оказалось не самой большой ее странностью. В режиссерском коктейле смешалась добрая порция мистики с обычными для любого общества социальными конфликтами – проблемой ответственности родителей перед детьми, мужчины перед женщиной в семье. Все это приправлено бедностью, вполне осязаемой, которая лишь усиливает непонимание между людьми.

Сверху над ним клубится пар из аллегорий и вполне конкретных смыслов. К сожалению, у РИА «Сахалин-Курилы» нет видеозаписи сцены рождения ребенка, сыгранной якутской актрисой даже слишком правдоподобно. В этот момент шокированные корреспонденты забыли про работу, а попросить повторить на камеру уже было неудобно.

Сама по себе история начинается и заканчивается вполне обычно для современного общества: молодой мужчина Байбал уговаривает батрачку Марбу пожениться, обещает заботиться о ней. После недолгих колебаний девушка соглашается отдаться настойчивому ухажеру, а потом у нее – внезапно – рождается ребенок. Но злые духи вносят свои коррективы в планы молодых родителей: мужчина решает, что не способен прокормить столько голодных ртов, и отправляет ребенка уже к своему отцу. А там – намеренно ли, по неосторожности или по умыслу пресловутых злых духов – ребенок умирает. Когда молодая мать узнает об этом, сходит с ума, а ее муж просто тихонько уходит в закат.

Здесь еще хочется отметить невероятные костюмы и музыкальное сопровождение, которое бодрит, вырывает из «зоны комфорта» и заставляет по-новому посмотреть на рядовые сцены. А еще – благодарных и внимательных сахалинских зрителей, которые в очередной раз провожали актеров овациями и стоя. Потому что они тоже вносят свой вклад в восприятие увиденного.

В конце режиссер вышел к зрителям, чтобы обсудить постановку и ответить на вопросы. По его замыслу, спектакль несет еще и другой смысл: ребенок – это национальные традиции и культура, которые нужно окружать родительской любовью и заботой. Ведь безответственное отношение к ним неизбежно приведет к утрате.

Авторы:Ирина Чеснокова