Уличный художник Павел Шугуров, который за свою творческую жизнь примерил даже роли солиста рок-группы и чиновника южно-сахалинской мэрии, вернулся на остров. Визит не праздный — накануне он представил своим многочисленным поклонникам и знакомым свою книгу, в которой есть и сахалинская глава. А на днях, как стало известно РИА «Сахалин-Курилы», художник примет участие в фестивале телефильмов «Утро Родины» — он отвечает за продолжение граффити-проекта «Киноцитаты».
Шугуров называет себя кочующим художником. На творческой встрече в областном художественном музее он рассказал, что изменял улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Европы, Америки. Долгое время жил во Владивостоке, и количество интересного граффити на подпорных стенах и домах этого города заметно выросло. СМИ часто освещают его перформансы и презентации, и это понятно — проходят они нестандартно. Например, художник может пригласить актеров, чтобы те представляли проекты от его имени.
Нестандартные ситуации Павел создавал и на Сахалине. В 2017 году он приехал в областной центр, работал в мэрии города по сути в должности главного художника. В это время он жил в расселенном доме, назвал его сквотом и создал благоприятные условия для неформальной молодежи города. В результате те придумывали разные акции, учились рисовать, читали стихи в одной из комнат, по соседству организовались тату-салон «Чернь» и группа «Жабий оскал».
— Утром ты надеваешь костюм, на работе приветствуют: «Здравствуйте, Павел Евгеньевич!». Распоряжаешься: «Нет, такой рекламы в городе не будет!». Потом возвращаешься к себе в сквот, а там крысы, холодная вода и выбитые окна. Спишь какое-то время, чтобы перевести мозги после чиновничества, а в других комнатах в это время прыгают на скейтах и играют рок, — поделился воспоминаниями Шугуров. — На самом деле, проблема неформального пространства в Южно-Сахалинске осталась. Так и не появилось место, где молодежь могла бы выставлять свое творчество. А это важно и напрямую связано с жизнью города.
Шугуров встряхнул творческих сахалинцев, сподвиг их не на один проект. Самое заметное, пожалуй, это граффити в Дальнем, пригороде областного центра. Весь район там состоит из рядов однотипных домов. С подачи художника там начали появляться огромные рисунки с двойным смыслом. Первый вызвал скандал в обществе: надпись на фасаде «Возлюби Дальнего Своего» кому-то очень понравилась, а кого-то глубоко оскорбила. Однако на этом художники не остановились, и сейчас в Дальнем рисунки на многих улицах. А один — яркого лосося — даже нанесла известная корейская команда.
Однако не все в городе восприняли деятельность Шугурова позитивно. Так получилось, что всего через полгода он уволился и покинул остров. Но, отметил он, и сейчас продолжает следить за развитием городского пространства удаленно.
Павел считает, что Южно-Сахалинск является особенным в сравнении с другими городами. В Петербурге, например, очень много художников, но они не особо нужны в городе, который сам по себе является произведением искусства. Такая ситуация в культурных очагах практически по всей стране. А столица Сахалина — чистый холст.
— Здесь был Пушкин, Репин, а еще ты со своими картинами. Кому и что ты хочешь объяснить? Все уже погрязли в мемуарах, — пояснил он свою мысль. — Южно-Сахалинск как раз отличался тем, что здесь я почувствовал себя нужным, на своем месте. Мне как будто надо было прорывать какую-то блокаду, и молодежи нужен был выход. Я, как представитель старшего поколения, мог их вытянуть до определенного уровня и дальше запустить в космос. Я думаю, сейчас есть установка на то, чтобы местные ребята развивали творчество, а не рисовали на заказ всякую ерунду.
Художник убежден в том, что фасады, разрисованные самостоятельно, а не за счет средств бюджета, привьют местным жителям любовь к искусству и дадут возможность для реализации. Каждый должен включиться в созидание своего острова. Эксперты могут приезжать, но в рамках конференции или проекта для обмена опытом. А процессом «должны рулить» именно сахалинцы.
— Мне кажется, сахалинцам нужна нормальная, осознанная программа по городскому искусству. Сейчас подобный проект уже выстраивается и называется «100 фасадов». На мой взгляд, в художественной станковой культуре должны быть неформальные граффити, обязательно созданные самой молодежью, — подчеркнул Шугуров.
Программу «100 фасадов» представляет другой художник Александр Мущенко, сахалинец, который некоторое время прожил в Санкт-Петербурге и даже стал одним из основателей музея стрит-арта. В 2019 году он вернулся на родину, в рамках первого фестиваля уличного искусства «Южный стрит фест» проводил мастер-классы и украсил своим рисунком фасад многоэтажки. Сейчас занимается разработкой и продвижением проекта по стрит-арту на Сахалине и Курильских островах, планирует в течение нескольких лет привозить художников и работать с городским пространством, оставляя след не только на зданиях, но и в истории.
— В декабре 2019 года я проехал большую часть области: был на юге, в Смирных, Охе, Ногликах, Южно-Курильске. В целом могу сказать, что дела обстоят гораздо лучше, чем можно было подумать. Оказалось, что программа реновации ветхого жилья работает и многие фасады по-современному облицованы. При этом есть вопросы к колористике и выбору материалов, но в целом — это не разруха и не запущенность. Безысходности не видно, скорее надежда и желание что-то делать, — рассказал Мущенко.
По его словам, появилось очень много активных открытых людей, готовых включаться в работу, начиная от сотрудников бюджетных учреждений и заканчивая местными художниками и школьниками. Цель проекта — не просто привезти людей и оставить после себя красивые картинки в качестве визуального декора. Основная задача — вовлечь людей в диалог относительно городского пространства.
— Моя глобальная идея, что художником может стать каждый и каждый имеет право высказываться в рамках городской среды. Надеюсь, нам удастся разбудить в людях сопричастность к этому делу, — отметил Александр.
Все идеи, проекты и пожелания, собранные на Сахалине, вместе с другими впечатлениями Павла Шугурова нашли отражение в книге «33+1 97-17». В конце встречи художник подвел итог:
— Искусство — это способ жить абсолютно счастливым, воспринимая проблемы как инсталляции, а их решение как перформанс.
Все заинтересованные творчеством Павла найдут книгу «33+1 97-17» в Сахалинском художественном музее, а также могут скачать электронную копию из интернета.