Прием заявок на получение Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева (12+) завершился 1 июля 2022 года. Малое жюри конкурса приступило к рассмотрению произведений, поданных на соискание в трех номинациях — «Длинная проза», «Короткая проза», «Проза для детей». Корреспондент ИА PrimaMedia поговорил с лауреатом премии Арсеньева 2021 года в номинации «Длинная проза» Александром Филькиным о хорошей литературе, Дальнем Востоке и премии имени В.К. Арсеньева.
— Александр Геннадьевич, есть ли жизнь после Премии?
— Жизнь, конечно, продолжается, все идет своим чередом. Премия им. В.К. Арсеньева, безусловно, была ярким событием моей жизни. Неожиданной для меня. Не думал, что мою книгу так высоко оценят эксперты. Получил поздравления и теперь идем дальше.
— Дальше? Вы же говорили, что это, возможно, ваша единственная книга?
— Вы правильно вспомнили. Я говорил в интервью, что это первое и возможно единственное литературное произведение, потому что я себя не считаю писателем, я скорее исследователь в данном контексте в истории возникновения этой книги. Так случилось, что я столкнулся с интересной загадкой героя книги, которую удалось распутать в течение нескольких лет. И представить эту интересную жизнь на основе документальных фактов. Я это свое произведение охарактеризовал как научно-историческое исследование. А премия имеет более широкий охват. Здесь и детская литература, и короткая проза, и длинная проза. А длинная проза включает в себя и художественные произведения, романы и документальные произведения, к которым больше относится моя книга.
Пока у меня нет конкретных планов в литературном творчестве. Книга была создана по такому случаю, потому что меня зацепила эта история. Что будет дальше, я не знаю. У меня есть желание развить тему, поднятую в моей книге, может в сторону сценария для фильма.
— Это только ваш путь — опора на краеведческий базис? И нужны ли другие, в том числе современные, сюжеты?
— Эта наша премия учреждена в честь выдающегося исследователя, офицера, писателя, большой исторической фигуры, который много сделал для познания Дальнего Востока. Но это совсем не значит, что литературные произведения должны касаться только исторических или исследовательских тем. Дальний Восток некоторое время находится в некотором забытьи, а сегодня делается все, чтобы возродить интерес к Дальнему Востоку, развивать его еще больше. Поэтому наверняка будут интересны и современные сюжеты, которых очень много. Здесь, можно сказать, для писателей «не паханное поле».
— Что такое хорошая литература для вас? Что такое хорошая книга?
— Хороший вопрос. Книга должна иметь какую-то изюминку, а не только какой-то, пусть и изящно написанный, поток слов. Должна быть заложена цель в произведение. Безусловно, язык очень важен для литературного произведения. Тем более сейчас очень много в современной литературе искушений давать вольности в языке, его осовременивать. По моему мнению, в литературе художественной высокого уровня слово должно быть очень аккуратно и искусно изложено. Нельзя опускаться до быта в литературе. Понятно, что темы могут быть различными, в том числе и про простую жизнь простых людей. Но мне кажется, что язык и вообще любое произведение должно поднимать уровень вкуса. Помимо эстетического удовольствия люди должны получать и надежду, веру в жизнь. Несмотря на то, что жизнь порой бывает тяжелой, должен быть свет впереди. Должно оставаться светлое чувство.
— Как вы думаете, достаточно ли номинаций и жанров представлены в премии? Может, стоит добавить какие-нибудь жанры? Может быть пьесы или переводы?
— Я бы немножко расшил ныне действующие в премии номинации. Потому что в прошлом году, когда моя книга участвовала в конкурсе, я во время ее обсуждения почувствовал, что члены жюри и эксперты сталкиваются с проблемой: как можно сравнивать, например, художественный роман и историческое исследование? Это, конечно, все длинная проза, но совершенно разные жанры. Имеет смысл разделить нон-фикшен и строго художественное произведение. Это имеет смысл с точки зрения корректности сравнения конкурсных работ.
— Будете ли вы следить за ходом премии этого года?
— Да, конечно. Я слежу и буду следить. Мне интересно, как будет развиваться дальше премия. Может, увижу знакомые имена среди лауреатов.
— Вот идет 2022 год, объявленный президентом России годом юбилейных торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения В.К. Арсеньева, многие культурные организации, коллективы и просто одаренные люди стараются посвятить Владимиру Клавдиевичу свое творчество. Год закончится, интерес к Дальнему Востоку и его литературе спадет?
— Сейчас это дополнительный повод привлечь внимание и к премии имени В.К. Арсеньева и вообще ко всему Дальнему Востоку. Поэтому в этом году премия имеет особое значение. Но все, что сделано в предыдущие годы и что делается сейчас, закладывает основу будущего интереса к Дальнему Востоку. На этом юбилейном году жизнь не заканчивается. У Дальнего Востока большие перспективы в литературе.
Напомним, что общероссийская литературная премия «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве» в здании Российского Фонда культуры. Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России. За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом. Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: «Длинная проза», «Короткая проза», «Проза для детей». Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.