— Отец Виктор, сейчас много говорят о патриотическом воспитании детей и молодежи. Вы согласны с тем, что именно в наши дни это особенно важно?
– Очень важно, и не только сейчас. Это было и будет актуально всегда. Пока существуют государства — а они сохранятся до конца человеческой истории — важно воспитывать наших детей патриотами.
Когда я бываю в школах, часто задаю ребятам вопрос: когда появилась Россия, сколько лет нашему Отечеству? Отвечают по-разному — 30 лет, 70, 100. Кто-то говорит: 1000 лет. Конечно, в деле патриотического воспитания, прежде всего, нужно научить ребят осознавать непрерывность более чем тысячелетней российской истории. Эту прочную нить, связующую все этапы развития нашей нации, очень важно сохранить. А для этого нужно знать историю, понимать предназначение нашего народа, нашего Отечества, которому на протяжении столетий служили наши предки, и осознать себя наследниками этих людей.
Ведь мы, жители Дальнего Востока, в частности Сахалина, тоже не случайно здесь оказались. Мы здесь живем благодаря трудам наших предков, которые пришли на эти земли, освоили их, присоединили к России. И это касается не только территорий Дальнего Востока, но и других земель, которые сейчас оспариваются, являются местом столкновения России и так называемого коллективного Запада. И именно сейчас нам важно поддерживать историческую преемственность поколений наших предков, которые строили там города, крепости, порты и поселки, осознавать себя с ними как единое целое, как единый живой организм. Необходимо, чтобы каждый гражданин России, особенно молодой человек, чувствовал себя частью этого организма. Именно в этом направлении крайне важно сегодня работать.
— Новшество этого года — начинать каждую учебную неделю в школах с исполнения государственного гимна России. Правильно ли это с вашей точки зрения?
— Мне удалось в этом году побывать на нескольких линейках, во время которых звучал гимн Российской Федерации, и поднимали государственный флаг. Конечно, я считаю, что это очень важно и нужно. Я приветствую эту новую традицию и рад, что она у нас появляется. Я заметил, что в разных школах она пока очень по-разному проходит. Думаю, что скоро это станет вполне естественным, когда вся школа собирается вокруг наших государственных символов, и дети осознают, что это — наш российский флаг, наш гимн. Кстати я заметил, что многие школьники знают наизусть текст гимна и поют его. Думаю, что это очень показательно. Особенно ярко это было в 32-й школе Южно-Сахалинска. Думаю, что они вырастут настоящими патриотами нашей страны, людьми, для которых Родина, Отечество — это не пустые слова. Надеюсь, что эта традиция укоренится, продолжится и станет неотъемлемой частью жизни учебных заведений в нашей стране.
— Вы руководите православной молодежной организацией без малого 20 лет. Как связано духовное и патриотическое воспитание?
— С 2004 года на Сахалине действует региональная общественная организация «Братство Александра Невского», которой я руковожу. Наша организация — православно-патриотическая. Мы считаем, что духовной основой нашей страны, нашего народа является православная культура и этика. Мы много разговариваем с молодыми людьми о наших традициях, о нашей истории. И конечно, все это неразрывно связано. Ведь что такое Отечество? Это земля отцов, наших предков. А что такое патриотизм? Опять же, слово «патрос» — означает «отец». Поэтому осознать себя наследниками тех людей, которые создавали и развивали наше государство, формировали принципы, по которым живет наш народ, это крайне необходимо.
Кроме того, важно понимать, что у нас, как и других народов в мире, есть свое призвание. Это тоже осмысляется в религиозной плоскости, поэтому нужно знать основы религиозной культуры. И обязательно — русской народной культуры. Например, когда мы проводим наш слет «Берег притяжения», мы говорим ребятам: каждый русский человек должен уметь исполнить народную песню, станцевать народный танец. Уметь прочитать молитву того народа, которому он принадлежит. Это поможет ему сформироваться по-настоящему зрелой, развитой личностью, знающей свои истоки, свои корни. И поможет сохранять идентичность в нашем глобализованном мире, где тесно переплетены между собой множество культур и традиций. При этом человек, уважая другие культуры, будет знать и любить свою. И будет происходить такой взаимообмен, без которого сложно представить себе современную жизнь. Поэтому патриотизм и духовность – это то, что очень сильно, напрямую связано. И настоящее возрождение патриотизма невозможно без знания своих традиций, своей культуры, своих истоков.
— Что еще можно и нужно сделать для патриотического воспитания детей и молодежи?
— Я думаю, что именно здесь у нас, на Сахалине, необходимо более подробно изучать биографии тех людей, которые осваивали наш край. Необходимо понять вместе с молодыми людьми, что заставило наших предков идти сюда, в неизвестный край, навстречу солнцу? Что их направляло, что ими двигало? Какие ценности, какие идеи они несли в себе, которые помогали им, несмотря на трудности, двигаться вперед и расширять территории нашей страны?
Кстати, в этом году мы отмечаем 225-летие со дня рождения известного православного миссионера, просветителя — равноапостольного Иннокентия (Вениаминова). К сожалению, далеко не все молодые люди о нем знают. А как раз на его примере можно показать, как человек, родившийся в Сибири, в простой деревенской семье, посвятил всю свою жизнь служению России, и тому, что мы сейчас называем патриотической работой. Только он не формулировал это такими красивыми словами. Он просто рассказывал о христианской православной культуре тем народам, которые жили на территориях Дальнего Востока, на территории Русской Америки — Аляски. Его деятельность оставила серьезный след в памяти этих народов и, конечно, в нашей памяти. Мы, безусловно, должны изучать его наследие и сохранять его. И мероприятия, посвященные его памяти, должны проходить не только силами общественных организаций, волонтеров. Я думаю, что это должно стать частью курса по краеведению. Чтобы мы знали как можно больше о деятельности таких выдающихся людей. Они своим просветительским трудом добивались того, чтобы люди, живущие в отдаленных местах — в Сибири, на Дальнем Востоке, — ощущали себя как часть нашего общего русского мира.