«Меня поразил шестиклассник, который на историческом форуме в Южно-Сахалинске, а потом и в местной библиотеке задавал очень умные вопросы. Он уже выбрал свой путь в жизни, хочет поступить на истфак и защитить диссертацию. Когда видишь такую молодежь, понимаешь, насколько она замечательная, и мы работаем не зря», — поделилась своими впечатлениями московская гостья.
Мария Залесская в очередной раз опровергла собственный принцип «шести К», которые помогают ей в творчестве: камин, кресло, кофе, кот, книга и клетчатый плед, и впервые за семь тысяч километров прилетела на Сахалин. Впрочем, при ее должности постоянно приходится жертвовать комфортом иначе она не сможет выполнять свои многочисленные обязанности. Дел у нее хватает, как в ее московском кабинете, так и в других городах и странах, куда она часто ездит по работе.
По справедливости говоря, она нарушила не все свои привычки в поездке на наш остров. В Южно-Сахалинске она была окружена семейной атмосферой в лице своего мужа Константина Залесского, известного ученого. Они вместе были приглашены в наш город на исторический форум, посвященный русско-японской войне. Его организатором выступило местное отделение императорского православного палестинского общества.
Мария Кирилловна еще и писательница, историк, музыковед, биограф, журналист. Специалист по истории музыки и истории Германии ХIX века, ее биография Рихарда Вагнера в серии ЖЗЛ признана в Германии в 2013 лучшей зарубежной биографией композитора. Куда бы она ни поехала, великий немецкий композитор поджидает ее везде. Например, в личных и общественных библиотеках. Так произошло и в Южно-Сахалинске. Сотрудники областной научной библиотеки, где проходила встреча с Марией Залесской подготовили выставку изданий «Молодой гвардии», среди них были и произведения нашей гостьи о Рихарде Вагнере и его коллеге по музыкальному цеху Ференце Листе.
Мария Кирилловна говорит, что это герой выбирает своего биографа, а не наоборот. В каком-то смысле можно сказать, что они передавали ее друг другу «по наследству». Вагнер и Лист были не просто знакомы, а даже имели родственные связи. Баварский король Людвиг II, еще один «подопечный» Залесской, друг и покровитель Вагнера. Последний даже несколько раз снился нашей собеседнице. Возможно, таким образом, вдохновлял ее из другого постороннего мира. Так или иначе, трое неординарных людей 19 века нашли своего автора. Доверимся их вкусу.
Процесс работы над книгами ЖЗЛ может занимать значительную часть жизни писателя. Например, над книгой о Вагнере Залесская работал больше 15 лет и сейчас продолжает заниматься исследованием жизни этого композитора.
«В какой-то мере начинаешь чувствовать себя в чужой шкуре. Без этого сложно до конца понять мотивацию персонажа. Чтобы увидеть мир глазами другого человека, нужно максимально в него перевоплотиться. У историков присутствует ошибка, когда те или иные события прошлого оцениваются с позиции сегодняшнего дня. Это не всегда правильно потому, что хотя человек в принципе остается прежним, но его менталитет меняется. Соотнести персонажа с реалиями времени, в котором он жил бывает весьма непросто», — делится Мария Кирилловна секретами творческой кухни.
В этой работе ей помогает обращение к документам, письмам и творчеству героя. Хотя далеко не всегда можно ставить знак равенства между человеком-творцом и его проявлениями в обычной жизни. В быту «рыцарь в белых доспехах» может быть совершенно иным, как это происходило с тем же Вагнером.
«Мне кажется, что личность, ставившая перед собой мессианские задачи, и настолько высоко воспарявшая в своем творчестве, должна иметь какие-то гири на ногах, чтобы стоять на грешной земле и совсем не улететь в небесные сферы. Кто из нас не грешит любовью к комфорту, вкусной еде и красивой одежде? Тем более что Вагнер в молодости хлебнул бедности по полной программе. Возможно, что потом он сознательно или подсознательно пытался восполнить пережитые лишения. Вагнер, считал, что нужно кормить творца, который создает для общества вечные ценности, чтобы он не умер с голода. Но большинство его современников считало по-другому», — отметила Залесская.
Помимо просвещения одной из главных задач «Молодой гвардии» является разоблачение различных мифов, связанных с людьми, описанными в серии «Жизнь замечательных людей». Например, что «король Луна», как называли Людвига II по аналогии с его кумиром «королем Солнце» Людовиком ХIV, потратил на Вагнера чуть ли не весь бюджет королевства.
«На самом деле все расходы подсчитаны с немецкой скрупулезностью до пфеннига. — рассказывает Мария Залесская. — За 19 лет Людвиг II израсходовал на композитора одну десятую годового содержания королевского двора. В нынешних цифрах это 4 млн евро, что конечно немало, но и не настолько велико, как об этом говорят».
Оболган и Вагнер, в первую очередь, как философ. Его называют монстром, любимцем Гитлера, чуть ли не предтечей третьего рейха. Для того чтобы поставить точку в этом вопросе достаточно привести слова Альфреда Розенберга, который действительно был идеологом немецкого фашизма. В своих дневниках он писал, что оперу «Тангейзер» Вагнера нужно запретить потому, что «заложенные там идеи абсолютно противоречат нашим стремлениям».
Мария Кирилловна обратила внимание, что мифология лежит в основе творчества разных авторов, в том числе Джоан Роулинг, сделавшей себе имя на «Гарри Потере», и того же Вагнера, который таким образом, хотел быть более понятным представителями любой культуры. Мифы этот универсальный сюжет у всех народов о борьбе между добром и злом и выборе, который делает человек. Это говорит о наших общих корнях, что очень важно в мире, где нас хотят разделить и противопоставить.
Мария Залесская согласна с писателем из Владивостока Василием Авченко, который пишет, что в России одно большое общее культурное пространство в отличие от Европы, где даже в рамках одной страны регионы очень сильно отличаются даже по языку. То же самое в Китае. Авченко считает, что культура и язык цементирует нашу гигантскую страну, даже сильнее чем власть и транспортные коммуникации.
«Могу привести пример по своим немецким изысканиям. Житель Баварии со своим диалектом может быть абсолютно не понят в Берлине и наоборот», — привела пример М.Залесская.
Отвечая на вопрос корреспондента о том, почему такая культурная нация, как Германия была очарована Гитлером, Мария Кирилловна ответила, что у нее нет однозначного ответа.
«Возможно это тоже урок истории, который показывает, что даже прогрессивный народ может дойти до самых ужасных вещей если отвернется от морали и Бога. Без этого стержня культура не способна ничего противопоставить духовной деградации общества», — высказала Мария Залесская свою точку зрения.
Именно поэтому нашей собеседнице особенно близок Лист, который является редким сочетанием гениальности и человеческого благородства. Считается, что гений должен быть эгоистом, всего себя и других бросить на алтарь своего творчества, если хочет чего-либо добиться.
«Лист является исключением, которое подтверждает это правило. Всю свою жизнь он жил для других: отца, своих учеников. Он никогда в жизни не сводил счеты в творчестве и прославлял достойные произведения даже тех своих коллег, которые его чем-то обидели. Такое самопожертвование не позволило ему самому раскрыться в полной мере. Мое глубокое убеждение, что Лист композитор недооцененный. Человек, одаренный сверх меры, стал гением, несмотря на то, что тратил на себя самый минимум. Себя он посвятил другим и поискам Бога, хотя в 19 веке общество отвернулось от Господа. Когда Лист принял духовный сан, окружающие посчитали этот шаг эпатажем либо сумасшествием. Никто не понимал, что это было выстраданное решение, которое он вынашивал с юности. Впервые он пытался уйти в монастырь еще в 17 лет. Со своей подругой Каролиной Витгенштейн после смерти ее супруга они так и не обвенчались, потому что приняли решение отказаться от счастья на земле. Они считали, что полюбив друг друга еще когда Каролина была в браке, они впали во грех, который должны искупить в этой жизни, чтобы быть вместе на небесах. Это рисует его, как с человека с большой буквы, порядочного и религиозного», — делится своим отношением биограф.
Выражение «чем больше узнаешь людей, тем больше любишь собак» не относится к нашей героине. Она хорошо относится ко всем представителям животного мира, включая не всегда разумных «сапиенсов», но признается, что четвероногих друзей все-таки любит больше. К серии ЖЗЛ она добавила ЖЗС — «Жизнь замечательных собак» так называется программа, которую она ведет на радиостанции «Радио Москвы». Это хобби, но часто именно так начинаются самые перспективные проекты. В связи с этим интересно не появится ли в будущем подобная серия уже в самой «Молодой гвардии»?
Мария Кирилловна еще и пишет рассказы на собачью тему. Главный принцип –хороший финал.
«Истории должны быть позитивные. Трагедий и в жизни хватает. Под псевдонимом Лана Мациевская я писала рассказы еще в журнал „Мир собак“. Даже вышел сборник. Сейчас надеюсь, что появится второй», — говорит Залесская.
Мария Кирилловна признается, что ей больше по душе большие собаки, но дома у нее живет мопс, потому что это идеальная порода для городской квартиры: «агрессии ноль, залижет до смерти, сплошная любовь. Они очень позитивные, несмотря на свою грустную физиономию».
Жизненный оптимизм, который Мария Залесская черпает в героях своих произведений, юном сахалинском любителе истории, своем мопсе и во многих других вещах, она в свою очередь передает миру. Круговорот энергичного добра в природе в духе издательства «Молодая гвардия», для которого 100 лет не возраст. Это и есть настоящий вечный двигатель цивилизации.