— Надежда, здравствуйте! Расскажите, с чего начался ваш путь? Как вы пришли к творчеству?
— Я родилась в Ижевске и рисовала с самого детства. Я пришла в художественную школу только в 8 классе, что довольно-таки поздно. В 11 классе я закончила обучение в школе и художественную школу с красным дипломом. Потом, в 16 лет, я поехала в село Дебесы в Удмуртской республике и там сразу поступила на второй курс художественно-графического отделения и получила образование учителя черчения и рисования. После окончания я поступила в Ижевск в институт «Искусств и дизайна» на факультет «Декоративно-прикладное искусство» в Удмуртский государственный университет по специализации «Металл». Там я проучилась шесть лет. Несмотря на то, что моей специализацией был металл, то есть горячие эмали, чеканка, ювелирка, диплом у меня был по керамике. Суть моего факультета была в том, чтобы по окончании выдать художников-универсалов по керамике, металлу, текстилю, гобелену, батику, но живописи и рисунку в основе.
— Чем вы занимались после учебы? До приезда на Сахалин вы два года провели на Курилах. Как вы там оказались?
— В 2009 году я закончила учебу и поехала на Курилы рисовать. Последний год, когда я писала диплом, моя подруга пригласила меня к ней на Шикотан. Я пробыла там всего месяц, весь август. Тогда я попала на остров без связи, где еще стоял единственный таксофон, по которому можно было дозвониться до материка. Я как будто оказалась на полуобитаемом острове. Шикотан меня настолько поразил, что я решила, что обязательно вернусь на остров. Защитив диплом, спустя какое-то непродолжительное время я решила уйти в свободное плавание. Тогда я думала поехать в Питер и продолжить учебу либо же начать поиски себя. Но, так как к тому времени я училась уже 13 лет, хотелось обрести независимость. За неделю я решила, что поеду на Курилы, собрала краски и улетела на Шикотан.
— Чем вам запомнился Шикотан? Как складывался ваш творческий путь на Курилах?
— На Шикотане, что мне нравится, — там нет медведей и змей, только лисы. Если сравнивать с Итурупом и Кунаширом, там просто рай для путешественников и туристов. Бухты и виды там просто сумасшедшие. Там маяк, японское кладбище со старыми могилами. Конечно, за эти два года я успела изучить весь остров. Причем изначально я планировала пробыть там всего год, порисовать, затем организовать свою выставку и поехать обратно. Выставку я сделала. Была открыта изостудия при ДК, я набрала детей, устроилась в две школы преподавать ИЗО и МХК. Мне там нравилось, я до сих пор не понимаю, как я оттуда уехала. В какой-то момент я даже решила, что остаюсь там. Я говорила со многими жителями, которые признавались, что остров их не отпускает. Я не могла их понять, пока не прочувствовала это на себе. Думала, там же все запущено, асфальта нет, везде совдеп, а я же с материка, из большого города, для меня увиденное было шоком. Единственное, чего мне действительно не хватало, это общения с коллегами, художниками. И было тяжело в плане материалов, там ничего нет. Я как привезла с собой сумку масляных красок, так ими и рисовала.
Переезд из Ижевска в корне изменил мое творчество. На Шикотане я получила внутреннюю свободу. Учеба загоняет в рамки, а тут никто не ставил оценки, и я писала, что хотела. Именно там у меня сформировался стиль. Если бы я не уехала на Шикотан, я бы художником не стала. Я в этом уверена. Переезд дал мне толчок к творчеству. Я начала работать и не узнавала саму себя. Я делала не потому, что надо, а пошел творческий процесс, появилась свобода.
— Когда вы переехали на Сахалин? Сложно ли было оставить уже сложившуюся жизнь на Шикотане? Какое впечатление произвел на вас Южно-Сахалинск?
— Когда я все-таки собралась уезжать с Шикотана в 2011 году, я познакомилась со своим будущим мужем. Мы встретились где-то в августе, и в октябре я уже была на Сахалине. На Шикотане перед переездом я практически все распродала. На Сахалин я привезла несколько работ. Мой графический стиль зародился именно на Шикотане. Изучение металла, конечно, оставило свой след и повлияло на мое дальнейшее творчество, что видно на моих графических работах.
Южно-Сахалинск мне сразу понравился тем, что это маленький, но уютный городок. Я раньше всегда летала на Курилы через Южно-Сахалинск, поэтому город был мне очень близок. Мне нравится, что тут и море рядом, и люди совсем другие. Переехав, я не смогла выйти сразу на работу, так как учебный год уже начался. Спустя какое-то время я устроилась в гимназию № 3 в качестве педагога по декоративно-прикладному искусству.
— Расскажите, как вам работа в школе? С каким возрастом работа более увлекательна? А какие есть сложности?
— Отлично. Я никогда не думала, что буду работать с детьми. Я думала, что буду дизайнером, но никак не учителем. Но после Курил я твердо решила связать свою жизнь с обучением детей и преподаванием. Мне это нравится. Это не офисная монотонная работа. Дети всегда разные и все время выдают что-то новое. Они взрослеют и меняются. Мы работаем с разными возрастами. Если сравнивать гимназию с художественной школой, где есть четкая программа, мы можем что-то менять, привносить свое. Почему мне и понравилось в гимназии, я как будто попала обратно в университет. У нас декоративно-прикладное отделение. Для не знающих людей — это что-то про расписывание досок, а на самом деле оно охватывает все: рисунок, живопись, цветоведение, композицию, которые лежат в основе, а также декоративно-прикладные направления: лепку, работу с бумагой и так далее. С маленькими работать, конечно, сложнее. Это то же самое, что тебе дали росточек, который надо взрастить. Но в то же время интересно, потому что они наивные, непринужденные, верят в сказки, и ты для них как волшебник. И мне нравится, что я их веду с первого по восьмой класс, вплоть до экзамена. Я вижу результат того, что я в них вложила. Они прям мои. Уже выпускники часто поступают в архитектурные вузы, на дизайн. Я рада, что есть такой видимый результат.
— Как вы вступили в Союз художников? Что вас сподвигло принять такое решение? Как проходил процесс?
— Первый, с кем я познакомилась из Союза художников был Юрий Метельский. Увидев мои работы, он сказал: «Тебе надо к нам». Позже я нарисовала его портрет, назвала «Одинокая птица». Как раз тогда я только устроилась на работу в школу, и сахалинская областная библиотека пригласила меня к себе с небольшой выставкой графики. Это была моя первая маленькая выставка в Южно-Сахалинске. Потом прошли показы в Корсакове, Невельске, а также в бизнес-центре «Сфера» в областном центре, и уже в 2017 году я заняла гран-при на молодежной выставке в Южно-Сахалинске. Владимир Чеботарев, который в то время был председателем сахалинского отделения Союза художников России (СХР), настоял на том, чтобы я вступила в союз. Я стала собирать работы. Уже через месяц я прошла отбор в Москве, и с 2018 года я являюсь членом СХР. Все получилось очень быстро, но для меня это никогда не было ключевой задачей. Но тогда же, одновременно со вступлением в союз, мне предложили свою мастерскую. Обычно все мастерские заняты, а тут как раз оказалось свободное помещение. Тут все рядом, со всеми общаемся. Я счастлива и очень благодарна за такой толчок.
— Проходят ли сейчас ваши персональные выставки? Какая является для вас наиболее значимой?
— В марте 2023 года была моя персональная выставка «Диалоги» в сахалинском областном художественном музее. Там было около 70 работ графики и живописи. Людей было много. Это была моя самая большая выставка. Был юбилей, пять лет как я в союзе, и мое сорокалетие. Музей сам предложил за год до события организовать выставку, после чего мы вместе отобрали работы. Зрители также увидели часть новых картин, которые ранее нигде не выставлялись.
— Есть ли у вас любимые работы? Какие картины для вас наиболее ценные?
— Думаю, что каждый художник критически к себе относится. Мне все время что-то не нравится, я всегда думаю, что можно было сделать по-другому. Но когда я собирала персональную выставку, когда музеи делали недавнюю закупку, я поняла, что с некоторыми работами я не могу расстаться. Например, «Шелкопряд». С ней я как раз была на молодежной выставке. В ней отражаются мои личные переживания. Картина глубже, чем кажется на первый взгляд. Не могу расстаться с «Автопортретом», портретом Кузьменко и еще рядом работ, которые выполнены в необычной для меня технике. В «Автопортрете» есть два берега: мой родной Ижевск и Сахалин. Хотя я долго не продавала свои работы, сейчас я решила, что, если люди, музеи хотят их приобрести, надо отдавать. Все таки есть картины, которые хочется, чтобы оставались со мной. Сейчас как раз идет выставка в южно-сахалинском аэропорту, там купили одну из моих картин.
— Чем вы вдохновляетесь и что становится основой для ваших картин? Есть ли у вас любимые художники?
— Я понимаю, что есть такое понятие, как вдохновение, но я никогда не поверю, что художник сидит у мольберта и ждет музу. Надо работать, постоянно работать. Идеи часто забываются и теряются в суете. У меня всегда под рукой есть блокнот, чтобы сделать эскизы. Иногда изначально представляешь себе одно, а получается совсем другое. Все происходит в процессе. Образы я беру с реальных людей. В моих работах академизм часто совмещен с декоративностью, дальше я придумываю сама. Меня может вдохновить встреча, разговор, выставка, поездка в автобусе, что угодно, даже жизненные обстоятельства, пусть и плохие. Мои любимые художники — это Климт, Врубель и Куинджи. Из современных мне нравится Андрей Ремнев. У него очень продуманные и больше философские работы.
— Как со временем трансформировалось ваше творчество и какой совет вы могли бы дать современным художникам?
— На Шикотане я больше работала с пейзажем, с людьми, а сейчас пейзаж для меня это только фон, материал. А над самой работой надо подумать. Чтобы зритель не просто посмотрел, а задумался, чтобы у него возникли свои мысли и ощущения. Работы художников должны быть переработаны, стилизованы, в них важно что-то привнести, а потом выдать результат. Молодым художникам могу сказать одно: надо работать и находиться в постоянном самопоиске.
РИА «Сахалин-Курилы».