Дирижер Павел Гололобов раскрыл главные секреты сахалинского хора El Canto

20 октября 2023, 08:51Общество
Фото: архив Сахалинской филармонии

Сегодня, 20 октября 2023 года, единственный профессиональный хор Сахалинской филармонии El Canto отметит свой первый юбилей — пять лет с начала деятельности. Sakh.online побеседовал с дирижером коллектива Павлом Гололобовым, чтобы поближе познакомиться с островными музыкантами.

Камерный хор El Canto создан в составе Сахалинской филармонии 1 сентября 2018 года. Руководителем творческого коллектива является хоровой дирижер, лауреат региональных, всероссийских и международных конкурсов, обладатель звания «Лучший дирижер конкурса», лауреат премии губернатора Сахалинской области в сфере культуры и искусства, выпускник и аспирант Уральской государственной консерватории Павел Гололобов. В 2017 году сахалинцу довелось пройти стажировку в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РФ Владислава Чернушенко.

В интервью с корреспондентом Sakh.online Павел Гололобов рассказал о том, как создавался хор El Canto, назвал любимые жанры артистов коллектива и раскрыл программу грядущего юбилейного концерта.

— Павел Аркадьевич, вашему коллективу исполняется пять лет. Вроде бы не такой большой срок, но и не малый. Расскажите, как именно создавался ваш хор? Что подтолкнуло к его созданию?

— Наверное, любой хормейстер, который начинает работать с хором и который видит эту деятельность, как свою основную, мечтает создать свой коллектив и работать не только как хормейстер, но и, собственно, как руководить, делать то, что хочется, исходя из своих предпочтений. Музыканты бывают разные: кому-то нравятся одни жанры, стили, другим нравятся другие. И работая в хоре артистом либо хормейстером, наверняка у многих возникают амбиции, хочется сделать что-то по-своему, удивить, совершить какой-то прорыв. У меня, соответственно, были такие же мысли. Я всегда хотел и до сих пор хочу, как руководитель, озвучить определенный ряд хоровой литературы: это произведения, на которых я сам учился, которые, на мой взгляд, являются мировыми шедеврами, с ними хочется соприкоснуться уже в качестве руководителя, поработать с хором, поискать различной степени глубину осознания этой музыки. Пока в моей голове эти желания и идеи до сих пор живут, но не все в данный момент возможно реализовать, потому что для этого необходим большой профессиональный состав голосов. Например, на сегодняшний день спеть Рахманинова таким составом, который у нас сейчас есть — а это 24 человека, невозможно, потому что для этого нужны голоса, которые владеют академической манерой пения в полной мере. Помимо этого, присутствуют некоторые ограничения в связи со сложностью произведений, с которыми пока еще музыканты не могут справляться.

Когда ко мне пришла идея создать хор, на тот момент не было предпосылок для ее воплощения, так как не было людей. В Сахалинском колледже искусств я работаю с 2010 года, и там же я сразу стал заниматься с хором студентов. Собственно, этот формат держится до сих пор. Я с ними работал долгие восемь лет до момента создания хора филармонии. Это была интересная работа, она продолжается и сейчас. Там своя специфика, но о создании чего-то большего, альтернативного речи не было, потому что негде было это сделать.

Воплотить идею помог на тот момент министр культуры Сахалинской области Алексей Геннадьевич Самарин. Считаю, что тогда мне просто повезло, потому что, если бы я с этой идеей протянул, скажем, еще полгода, ничего бы не было, потому что через несколько месяцев он покинул Сахалин.

На одном мероприятии в мае 2018 года я осмелился подойти к министру в фойе Чехов-центра, спросил, не хотел бы он создать в области такую единицу, как академический хор. Он тут же ухватился за эту идею, рассказал о том, что у него раньше были такие проекты. Спустя две недели он познакомил меня с Ильей Юрьевичем Александровым — директором Сахалинской филармонии, сказал, что он — мой будущий начальник, и чтобы мы начинали работать. В сентябре мы уже собрали основной костяк. Тогда мы и приступили к работе.

— Что на данный момент представляет из себя состав хора El Canto? Какие музыканты в него входят?

— Певцы у нас музыкально подкованы, то есть они знакомы с музыкальной грамотой. Подавляющее большинство артистов из нынешнего состава El Canto — это люди, которые имели хоровую практику, тот же колледж, потому что при наборе музыкантов в первый состав мне позвонили почти все, кто прошел через колледж. Либо это были уже выпускники, либо на тот момент еще действующие студенты колледжа, в том числе мои ученики. Несколько человек пришли извне, но я о них так или иначе слышал. Многие из первого состава до сих пор работают в хоре.

Но, опять же, для академического хора нужна академическая вокальная школа, которую необходимо пройти, будучи в музыкальной школе, в училище, в колледже или высшем учебном заведении, закончить по направлению «Академический вокал» или «Хоровое исполнительство», а у нас академической школы, как системы, на Сахалине долго не было. Только сейчас что-то начинается, например, открыли в коллеже отделение по направлению «Академический вокал». В связи с этим лично у меня возникает некий диссонанс, потому что с каждым из артистов хора необходима большая работа по нахождению академической манеры звука, по его удержанию, поскольку часть хора — это студенты эстрадного направления, звукооператорского направления, есть у нас и инструменталисты-гитаристы. Но почему-то именно представители трех последних категорий любят петь больше, чем другие.

— Как часто проводятся репетиции хора?

— Репетиций должно быть много, они должны быть продолжительными. У нас не такой насыщенный график в силу того, что филармония — это не наша основная работа, у каждого из нас есть основное место работы, где мы заняты, и бывает, что заняты очень плотно. К сожалению, остается лишь вечернее время: занимаемся три раза в неделю по два часа. Этого очень мало для того, чтобы решить все задачи, поэтому разучивание партий я оставляю на совести каждого артиста.

— Расскажите, какие произведения стали первыми для участников нового коллектива? На музыку каких авторов делался упор в самом начале становления хора?

— Были разные композиторы, разные произведения, естественно, с точки зрения хорового исполнительства, не самые сложные. Мы над ними много работали. Часть из них — это маленькие шедевры, о которых знают либо по композиторам, либо по авторам стихотворений, например «Зимняя дорога» Шебалина, «Венеция ночью» Танеева, которые, как правило, исполняют на бис, либо между серьезными, сложными, драматургически насыщенными сочинениями. Это и «Заздравная» Дунаевского, и различные обработки народных песен. Естественно, были и классики — фрагменты из «Трех русских песен» Рахманинова — тоже очень известная и любимая партитура. В нашем первом премьерном концерте мы хотели сделать такую программу, которую зритель как бы уже знал, где-то слышал. К слову сказать, нового у нас в программе очень много, а старого и еще не спетого — тоже достаточно.

— Расскажите о первом серьезном конкурсе или фестивале, в котором ваш хор принимал участие?

— Это был заочный конкурс в 2020 году — «Поющий мир». Тогда еще бушевала пандемия коронавируса. Специально мы для конкурса ничего не записывали, брали видео с наших концертов. По итогам нам прислали два лауреатских диплома II степени в категориях «Камерные хоры» и «Современная музыка». К слову сказать, мы знакомы с одним из организаторов этого конкурса — Сергеем Викторовичем Екимовым. Он был в Южно-Сахалинске на одном из городских конкурсов председателем жюри и поработал с нами, провел мастер-класс, побывал на наших репетициях.

Пока что ездить на конкурсы с El Canto не удается. Причины здесь разные — самая основная в том, что сложно собрать всех и вывезти за пределы региона, потому что артисты имеют основные места работы и не все могут отпроситься. В любом случае будут потери. Вторая сложность — туда нужен репертуар. Я пока не могу рискнуть, понимая, что это титанический труд и руководителя, и самого хора. Когда возникает возможность поучаствовать в конкурсе, работа строится совсем по-иному: в любое свободное время мы должны заниматься. У нас была возможность полететь во Владивосток на Дальневосточную хоровую олимпиаду, но из-за большой нагрузки мы отложили эту идею.

— Есть ли у участников хора наиболее любимые произведения из репертуара? Если да, то какие?

— Я не спрашиваю, потому что артисты по-разному воспринимают наш репертуар. Могу сказать, какие направления хору интересны. Жанр духовной музыки очень любим мной и уважаем хором, потому что духовная музыка — это отдельный пласт, свое звучание, свои образы и содержание. Мы продвигаемся в этом направлении, исполняем произведения Чеснокова, Рахманинова, Калинникова, Чайковского, Танеева, Кастальского, Свиридова, Щедрина. Многие из этих авторов более ста лет назад творили, создавали шедевры, которые активно исполняют и в наше время, они оставили большой вклад в хоровой культуре.

Мне кажется, что хору нравится такое направление, как обработки — обработки популярных песен, романсов, военных песен. Вообще военные песни много кому нравятся, потому что это отдельный пласт, связанный с историей и культурой того времени. Из зарубежного репертуара — это реквием Моцарта — гениальное сочинение. Также нравятся госпелы и спиричуэлы. Очень нравится хору музыка Сергея Екимова, а также Юрия Фалика — у него очень сложная музыка, и, несмотря на то, что она написана более 30 лет назад, продолжает звучать необычно. У нас есть его цикл «Осенние песни» и один из номеров мы будем исполнять на своем концерте.

Цикл петербургского композитора Дмитрия Смирнова «Принявший мир», который мы пока не исполняли, безусловно, также нравится хору. Мы очень плотно над ним работали пару лет назад и почти были готовы вынести его на концерт, но случилась пандемия, появились сложности с работой и составом. Хотелось бы эту партитуру вернуть в работу, потому что эта музыка нравилась всем. Еще одна нереализованная идея — это поэма екатеринбургского композитора Сергея Сиротина на стихи Давида Самойлова — «Смерть Ивана Грозного». Это не простое произведение, но буквально с первых нот хор с интересом включился в работу над ним. Мы все думаем — где сейчас такое можно было бы исполнить.

— Что больше всего вам нравится в вашей работе?

— Сам репетиционный процесс — это та лаборатория, школа, как для меня, так и для артистов, которую мы постигаем. И часто бывает, что на репетициях приходят какие-то прозрения, нежели на концерте. Концерт — это совсем другая ситуация, там уже как получилось — так и получилось. А на репетиции есть возможность искать, повторять, пробовать, анализировать. Репетиций мало, хотелось бы, конечно, больше, но я думаю, мы придем к тому времени, когда их станет больше.

— Почему юбилейный концерт El Canto, который состоится 20 октября, не оставит равнодушным никого из зрителей?

— Зрителей будет ждать сборная программа из наших предыдущих сольных концертов. Мы взяли не все, что я хотел бы видеть в программе, но многие произведения будут зрителям знакомы. Там не все произведения будут праздными и фанфарными, потому что хоровая музыка не для этого. Она должна погружать слушателей в некий мир образов и раздумий. Однако веселые и бодрые произведения, безусловно, прозвучат. Часть из репертуара будет исполнена нашим гостем — и. о. ректора Академии хорового искусства им. В. С. Попова, профессором кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке Александром Соловьевым. Одно произведение из нашего репертуара и еще два, которые он прислал нам не так давно. И мы их разучили. В программе зрителей ждут небольшие сюрпризы.

— Когда в следующий раз сахалинцы смогут посетить выступления вашего хора?

— У нас уже стоит в календаре 26 декабря рождественский концерт, но что именно там будет, пока сказать не могу. Зрители в любом случае услышат такие произведения, как Jingle Bells, «Щедрик», «Тихая ночь». Они должны звучать всегда, как неотъемлемая часть таких мероприятий.

РИА «Сахалин-Курилы».