Школьные уроки «Знания» на Сахалине: о крещении «Соньки-Золотая Ручка» и другие неизвестные факты

Сегодня, 17:25Общество
Фото: из личного архива Виктора Горбача

Протоиерей Виктор Горбач, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской и Курильской епархии рассказал о просветительском проекте, который священнослужители реализуют совместно с региональным отделением Общества «Знание», и о том, как изучение истории связано с воспитанием молодежи.

— Отец Виктор, добрый день. Помимо своей основной пастырской деятельности Вы сейчас выступаете в качестве лектора Российского общества «Знание» — некоммерческой организации, занимающейся просветительской деятельностью. Расскажите, как сложилось это сотрудничество?

— В 2022 году, когда началась специальная военная операция, региональное отделение Общества «Знание» проводило большую работу по разъяснению жителям Сахалинской области целей и задач спецоперации, ее исторического контекста. По инициативе общества в 2022 и 2023 годах был организован цикл лекций в разных учреждениях, на предприятиях, в организациях, в учебных заведениях. Я был в числе экспертов, приглашенных для их проведения.

— В настоящее время Вы продолжаете сотрудничество с Обществом «Знание»?

— Да. В этом году мы на Сахалине при участии общества «Знание» реализуем другой проект, посвященный истории православия на Дальнем Востоке. Уже состоялось 12 занятий в разных учебных заведениях Южно-Сахалинска — в основном, это были школы, есть и средне-профессиональные учебные заведения. На занятиях я рассказываю о том, какое значение имела деятельность Русской Православной Церкви, труды православных священнослужителей в просвещении коренного населения Сахалина и Курил. В том числе о том, что, самая первая школа на территории современной Сахалинской области появилась еще в XVIII веке и не на Сахалине, а на Шумшу — самом северном из островов Курильской гряды.

В ней обучали детей айнов — коренного народа Сахалина и Курильских островов. Их приобщали к русскому языку, письменности, литературе. Обучение организовали по просьбе айнских вождей, тойонов, которые понимали, что приобщение к русской культуре даст детям больше возможностей для развития. Школа для маленьких айнов несколько лет действовала в помещении православной часовни, построенной на острове тоже в XVIII веке.

Когда в 1875 году подписали договор, которым за Российской Империей закреплена территория острова Сахалин, а Курильские острова, наоборот, уходили под власть Японии, судьба курильских айнов сложилась очень трагично. Японцы недружественно к ним отнеслись, понимая, что этот народ  впитал многие русские бытовые и религиозные традиции, находится под русским влиянием.

С севера Курил айнов насильственно переселили на южные острова. На Шикотане была организована айнская резервация, Их лишили возможности заниматься традиционным образом жизни: ловить рыбу, выпасать оленей. Заставляли есть рис. Давали им японские имена. Буддистские бонзы приезжали, чтобы обращать айнов в буддизм. Но это айнское поселение практически полностью сохраняло верность православию русской культуре.

Архиепископ Токийский Николай (Касаткин) неоднократно направлял православных миссионеров для того, чтобы они духовно поддерживали айнов, крестили детей, совершали богослужения. В православных храмах Японии даже был организован сбор средств для помощи айнской общине. Мы видим, что если Российская Империя приобщала айнов к своей, более высокой культуре, то японцы практически этот народ уничтожали.

— Можно подробнее о содержании Ваших лекций?   

— Рассказываю об истории присоединения острова Сахалин к Российской Империи, которое произошло благодаря трудам Геннадия Ивановича Невельского и его экспедиции. Когда русские моряки впервые вышли на берег Сахалина, первое, что они сделали — пропели молитву «Отче наш»,  государственный гимн «Боже, Царя храни!», а затем установили на острове российский флаг. Хорошо известна реакция некоторых российских чиновников на эти действия Невельского, которого обвиняли в самоуправстве, в превышении полномочий, на него фактически написали донос государю, где говорилось о том, что Невельского надо наказать. В своей резолюции на это сообщение император Николай I начертал знаменательные слова: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен».

Обязательно рассказываю и о том, что первый основанный на сахалинском берегу пост (укрепление) был назван Муравьевским, в честь Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Ближайшим сподвижником и духовным наставником Муравьева-Амурского был святитель Иннокентий (Вениаминов), первый епископ Камчатский, Курильский и Алеутский. В 1861 году побывав на Сахалине, Владыка Иннокентий рукоположил и направил на остров своего ученика Симеона Казанского, который потом стал священником и долгое время здесь служил. При его активном участии был построен первый православный храм в селении Дуэ.

К 1905 году на Сахалине, который в составе России динамично развивался, действовало несколько православных храмов. Это тоже очень показательный факт. В 1904 году началась русско-японская война, юг острова был оккупирован, значительная часть населения во время войны уехала на материк. Но даже во времена японской оккупации юга Сахалина через Токийскую православную миссию немногочисленные верующие, которые здесь оставались, получали духовное окормление и поддержку.

Есть немало поучительных историй, связанных с известными людьми, жившими на Сахалине. Многие знают, что здесь отбывала каторгу  мошенница Сонька «Золотая Ручка». Гораздо менее известно, что она в конце жизни раскаялась и в 1899 году приняла крещение.

— Как эти просветительские занятия, которые проводятся под эгидой общества «Знание» вписываются в школьную программу? Это факультатив? Или лекции проходят в рамках уроков «Разговоры о важном»?

— Проводим как классные часы. Общество «Знание» само согласовывает с директорами школ время и дату. Конечно, занятия адресованы старшеклассникам, которые уже готовы воспринимать такую информацию, потому что объем ее достаточно большой. Свои рассказы я стараюсь сопровождать показом фотографий XIX–XX века из российских архивов, а также тех, что находятся в свободном доступе в Сети, в том числе и на японских интернет-ресурсах. Показываю, например,  снимок айнского кладбища, который был сделан в 1946 году офицером советской армии, приехавшим на остров Шикотан. На этом старом кладбище хорошо видны православные кресты над захоронениями  — беспристрастная документальная констатация того факта, что айны были православными людьми. Также показываю фотографии дореволюционных храмов Сахалина.

Долгое время даже мои земляки сведения о православной жизни на острове черпали из знаменитых записок А. П. Чехова «Остров Сахалин». В них упоминается православный священник иеромонах Ираклий, по национальности бурят. У священника — интересная судьба: в его родном селе произошло сильное наводнение, большинство жителей погибли. Он сам в момент опасности дал обет, что если выживет, то оставшуюся часть жизни посвятит служению Богу. Спасшись, крестился, принял монашество, затем священный сан. Приехал на Сахалин, где несколько лет служил в разных приходах. При нем активно строилась церковь в селе Рыковское. В этом храме, кстати, был старостой Иван Ювачев, который попал на Сахалин за участие в деятельности террористической организации. До того, как вступить в эту организацию в Петербурге, он учился в духовном училище, был православным и церковным человеком, но связавшись в студенческие годы с нигилистами, пересмотрел свое отношение к Церкви. Тюремное заключение помогло ему прозреть, осознать гибельность своего пути и вернуться к вере.

В истории Сахалина есть немало людей, деятельность которых является примером подлинно христианского служения ближним. Таким человеком, например, была Мария Кржижевская, которая добровольно приехала на остров из Санкт-Петербурга. Она имела медицинское образование и, как акушерка, стремилась помогать сахалинским женщинам обрести радость материнства. В самые дальние селения Кржижевская шла пешком, добиралась зачастую по бездорожью. Безусловно, это настоящий христианский подвиг. Как православный человек она помогала строить и обустраивать Казанский храм в селе Рыковское. Мне кажется, это очень символичный и очень важный сегодня пример, о котором нужно говорить. Считаю, что ее портреты должны быть во всех сахалинских медицинских учреждениях, в роддомах. И, конечно, для молодежи такой пример, тоже очень нагляден.

— Планируется ли продолжить чтение подобных лекций в других учебных заведениях Сахалина?

— Надеюсь, что эти встречи продолжатся и в других образовательных учреждениях региона. Несколько дней назад я вернулся из Охи, там тоже с большим интересом прошла встреча в местном техникуме. Сейчас готовится подписание соглашения о сотрудничестве между Обществом «Знание» и Южно-Сахалинской епархией. Руководитель Сахалинского отделения общества «Знание» Александр Сергеевич Самардак — это ректор нашего университета. Он неизменно старается поддерживать и развивать  региональные инициативы. Когда мы с ним говорили о возможности продолжения нашего сотрудничества, то решили, что будет очень востребована краеведческая тема. Без этого невозможно понять, что мы, собственно, делаем на этих островах, почему русские люди оказались на берегу Тихого океана. Это очень важно и с точки зрения христианского воспитания. С детьми в ходе лекций мы не говорим о религии как таковой, не учим креститься, молиться, не изучаем богословия, а просто рассказываем о судьбах людей в контексте истории нашего региона.

Еще одна очень масштабная тема сейчас, в преддверии 80-летия Победы, связана с участием Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне. Нужно помнить, что в ней участвовали верующие люди, как на фронте, так и тылу. Священники в церквях произносили патриотические проповеди, на общецерковном уровне осуществлялся сбор средств на приобретение вооружений. Несмотря на предшествующие жесточайшие гонения со стороны богоборческих властей Церковь неизменно занимала патриотическую позицию. Об этом очень важно рассказывать, особенно молодому поколению.

Авторы:Стеша Шум