Зрители фестиваля «Сахалинская рампа» 18 июня увидели спектакль «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева в исполнении творческой группы центра культуры «Вук Стефанович Караджич» (Белград, Сербия). В монологи «о самых важных вещах в жизни» на сербском погрузился и корреспондент РИА «Сахалин-Курилы».
В «Иллюзиях» нам рассказывают историю двух пожилых супружеских пар — артистов на сцене под стать, четверо. Однако режиссер (Татьяна Мандич Ригонат) решила перемешать текст и произносящих его персонажей. Так, первый же пылкий монолог (в пьесе его, как ни странно, произносит 82-летний мужчина перед смертью) о любви к жене и вообще со сцены эмоционально читает молодая женщина. За его пожилую жену в постановке далее как бы «отдувается» харизматичный артист в самом расцвете сил. Потом подключается вторая пара, повествование еще какое-то время продолжается в таком же ключе. Но с условной второй части актеры и роли как будто встают на свои места, по крайней мере, за женщин говорят женщины, а за мужчин — мужчины.
С каждым их откровением история становится все более закрученной и почти уже напоминает мыльную оперу, где Денни любит сначала Сандру, потом Маргарет, которая замужем за его лучшим другом Альфредом, которого всю жизнь любит Сандра, но та не может предать мужа, ведь она считает, что он ее любит и не знает, что тот… Но если бы все было так просто, то «Иллюзии» показывали бы не на «Сахалинской рампе», а какие-нибудь звезды средней руки в очередной антрепризе.
Герои этой пьесы в лаконичных, но красивых бело-красных декорациях (стол, стулья, бокалы для вина, подсвечники и ковер из лепестков роз) задаются экзистенциальными, «самыми важными вопросами в жизни». Находясь на пороге смерти, они рассуждают, всегда ли истинная любовь должна быть взаимной, о лжи и правде, о том, что всем надо найти свое место в жизни и есть ли хоть что-то постоянное в этом космосе. Каждый из них в итоге умрет и заберет с собой свои иллюзии о прожитых годах.
Драматург Вырыпаев обласкан критиками. Во время обсуждения спектакля это стало понятно даже тем, кто не особо погружен в мир театра. От «профессиональных зрителей» в его адрес прозвучало немало хвалебных слов и как автору, и как исполнителю своих же текстов (случалось, что Вырыпаеву приходилось выходить на сцену вместо выбывшего артиста). Попадать под сравнение с таким, очевидно, мощным соперником всегда довольно опасно для второй стороны. Но сербские артисты выдержали это с честью. «Нет правильного или ошибочного пути, есть наш путь», — парировала одна из актрис на реплику критика Евгения Авраменко о том, что примерно в середине спектакля, когда для него пропала «миражность текста» и это не есть хорошо — мол, у самого драматурга получилось тоньше и интереснее.
Зрители же приняли сербскую интерпретацию «Иллюзий» тепло, а некоторые из них даже унесли с собой сувенир с намеком. В одной из сцен артист спустился в зал и вручил всем, до кого смог дотянуться, по камешку. Может, это было подсказкой всем нам, что настало время собирать камни, расстаться со своими иллюзиями, что счастливым можно стать когда-нибудь, а не прямо сейчас?