Людям не суждено узнать правду о себе, так как ни те, кто их любит, ни те, кто ненавидит, не расскажут им полной картины жизни. Эта мысль прозвучала со сцены зрительного зала в торговом центре «Столица», на которой накануне, 28 июня, выступал Сергей Маковецкий. Известнейший актер в рамках фестиваля «Утро Родины» показал сахалинцам свой моноспектакль «Неслучайные встречи». В зале находился и корреспондент РИА «Сахалин-Курилы».
На сцене находился лишь один Маковецкий, но зрителям его хватило. Из «помощников» у артиста были лишь стол и несколько стульев. Со столом все более-менее понятно — он пригодился, чтобы на нем писать, облокачиваться на него, накрывать виртуальный очень вкусный обед с потрясающими блинами, а также для того, чтобы на нем развалиться в глубокомысленной позе. А стулья — они-то зачем?
Подсказку в самом начале действа предоставил зрителям сам Сергей Маковецкий:
— Я пригласил в помощники моих неслучайных героев, и, вы это увидите, — литературных персонажей. У мужчины нет лучшего настроения, чем когда он говорит о себе. Я не лишу себя этого удовольствия! — воскликнул артист.
Тон моноспектаклю задал философский монолог Михаила Жванецкого «Правда о себе» в исполнении актера:
— Как узнать правду о себе? У кого? Спросить у тех, кто тебя любит? Они разве скажут правду о тебе? Они же тебя любят.
Значит, надо искать тех, кто тебя не любит. Да что же их искать? Их полно. И что они тебе скажут? Разве это будет правда о тебе? Они же тебя не любят.
Значит, те, кто любит, не скажут правды о тебе, и те, кто не любит, не скажут правды о тебе. Остались те, кто не знает. А что они вообще могут сказать? Как их можно спрашивать? Они же тебя не знают. Как же узнать правду о себе? А как жить, не зная правды о себе?
А как все живут? Каждый так и живет, не зная правды о себе. И умирает от другого.
Вместительный зал был полон. Со сцены звучали произведения и фрагменты произведений Чехова, Жванецкого, Достоевского. А какими интересными, детальными были воспоминания актера о работе с разными известными режиссерами, в частности, с талантливейшим Алексеем Балабановым, автором культовых фильмов «Брат» и «Брат-2».
Уже после двухчасового безантрактного действа многочисленные зрители пришли к выводу, что одного Маковецкого вполне хватило на все. Перед зрителем предстало множество литературных героев, каждый со своим характером и настроением. Cо сцены обрушилось цунами разнообразных эмоций и страстей. Удивительным образом Сергей Маковецкий буквально заполнил собой пустовавшее пространство.
Как ему это удалось? Школа высокого актерского мастерства. Да, актер произносит слова, но, как бы гениально они не звучали, этого мало. Взгляните на руки главного героя. Они живут своей жизнью, складываются и трепещут, толкают что-то неподъемное ввысь, пишут, обвивают. Руки рассказывают свою историю, и ее можно прочитать, — нужно лишь понять этот язык.
В школьных или студенческих театральных студиях юным талантам вдалбливают простую истину: крайне нежелательно в ходе представления поворачиваться спиной к залу. Это базовый элемент театральной азбуки. Но в случае с Маковецким — элемент вовсе необязательный. У него и спина играет, она в образе, в динамике, и никому из зрителей не кажется, что от него отвернулись. Актер в постоянном движении, иногда пританцовывает, чаще легкой походкой перепархивает с места на место.
Когда настало время расставаться, зрители, особенно зрительницы, утопили актера в море своих радостных улыбок, оглушили шквалом аплодисментов и усыпали цветами.