Кинематографисты сумели связать современную жизнь острова с давно минувшими событиями Второй мировой войны. Основные действия фильма происходят летом 1945 года и 2019–2022 годах в акватории северной части Тихого океана, Охотского и Японского морей, пролива Лаперуза. Именно через них шли главные пути тихоокеанского ленд-лиза из Америки в Советский Союз. Произведение снимали по литературному сценарию известного сахалинского педагога и краеведа Александра Челнокова. Оно получилось двухсерийным — каждая серия длится почти полтора часа.
«Ходил к нему много раз, он мне что-то рассказывал. А однажды мне сказал: „Саша, а давай найдем затонувший корабль! Я знаю, где он лежит, не так глубоко и далеко“. Мы и ухватились за эту идею. Я предложил об этом снять кино, мы стали писать заявку», — прокомментировал Sakh.online режиссер фильма «Тайна мыса Анастасии» Александр Зарчиков.
Первую часть авторы назвали «Звонки дьявола», а вторую — «Прошлое гораздо ближе, чем кажется». В картине сделали акценты на последний рейс крупнейшего советского транспорта «Трансбалт», он был торпедирован и затонул в ночь на 13 июня 1945 года. В те далекие времена случилось еще одно трагическое событие.
«У нас затонувших судов в фильме много, они на его протяжении тонут и тонут. Если говорить о том судне, которое мы искали, — это был японский эскортный корабль CD-112, который сопровождал транспортные суда, охранял их от нападения подводных лодок и авиации. Он достаточно не маленький корабль, с серьезным вооружением. Известно имя его командира — Сиваторо Сунитира», — дополнил Александр Зарчиков.
По данным историков, японский эскортный корабль CD-112 длиной 70 метров, потерпел крушение 18 июля 1945 года. Тогда паром «Соя Мару» следовал из Корсакова в Вакканай под его охраной. Торпеды американской подводной лодки «Барб», предназначавшиеся парому, прошли мимо, но поразили сторожевик. Судно затонуло на глубине 38 метров в заливе Анива у мыса Анастасия. Тогда из 199 членов экипажа удалось спасти только четырех человек. Нотки трагизма прекрасно дополняла музыка скрипача, композитора и руководителя островного камерного ансамбля «Дивертисмент» Александра Лопатина.
«Мне было жутко интересно. Приступил к работе сразу же без всяких заминок. Должен сказать, что музыкальный материал лился рекой. Я посмотрел видеоряд от начала и до конца внимательно, меня в нем зацепило все: сценарий, морские виды нашей любимой Родины, исторические факты. Я много для себя открыл важного», — сказал работник сахалинской филармонии Александр Лопатин.
Затонувший корабль нашли с третьей попытки, к его поискам подключилась не только съемочная группа, но и ученые, а также дайверы. Они отработали предполагаемые площадки в пару квадратных километров, сделали необходимые расчеты. Для достижения наивысшего художественного эффекта фильма кинематографисты использовали и эти кадры. Отлично дополнила картину хроника событий и воспоминания их очевидцев, события воссозданы с помощью реконструкции, оживляет все и мультипликация.
«Художницу зовут Виктория Афанасьева, она разрабатывала именно портреты наших персонажей, поскольку их нигде нет, в основном мелькают в кинохронике. Далее работали мультипликаторы Дарья Михайлова из Южно-Сахалинска и Владимир Галактионов из Владивостока, они все это оживляли, двигали. На самом деле это самая кропотливая часть работы нашей даже после экспедиции. Хочется верить, что анимация немного упрощает понимание некоторых вещей сложных в политических моментах», — рассказал исполнительный продюсер фильма «Тайна мыса Анастасии» Екатерина Ксенофонтова.
Кино на широком экране пришли посмотреть сотни островитян, сделали они это в два сеанса. После двух культурных дней общались воочию с виновниками нескучной документалистики. В фойе кинотеатра «Октябрь» почетное место занимала экспозиция из архивных документов. На ней можно было увидеть не только фото экспедиций, здесь в новых красках заиграл старенький патефон, пластинка театра «Нинге Дзурури», корабельный колокол, советская морская форма. Главное, что картина получила прокатное удостоверение министерства культуры России и потихонечку пошла в народ. Ее уже лицезрели во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Магадане и Петропавловске-Камчатском.
«Саня в этом деле молодец! Зарчиков трудится в данном направлении давно, вот это его самый успешный проект, мне кажется. Про Сахалин и Дальний Восток еще можно снять много чего, но вот сам сюжет нужно преподнести захватывающе, только тогда он зайдет в массы», — поделился впечатлениями южносахалинец Владимир Грышук.
Александр Зарчиков рассказал, что он вместе с коллегами по цеху хочет пустить ленту на телевизионные экраны Дальнего Востока, а также думает замахнуться на федеральный уровень.
«Так получилось, что меня морская тематика очень привлекает, живем ведь на острове. У меня еще два фильма есть готовых, но пока не нашел для них фестивалей. Один фильм я снимал в рыболовном промысловом рейсе, там показана жизнь экипажа на протяжении 5 месяцев, законсервированное время моряков, когда они находятся на одном судне без причаливания к берегу. А другая картина достаточно личная „Море папы“, я ездил в гости к своей маленькой дочке Марии, она живет на другом конце нашей страны, лейтмотив там тоже морской», — подытожил Александр Зарчиков.