Главный художник Чехов-центра рассказал о первой оперетте Сахалина

20 декабря 2023, 15:08Культура
Фото: Сергей Красноухов

Первая сахалинская оперетта «Княгиня чардаша» — самый масштабный проект за всю историю культурной жизни области. Главный художник Чехов-центра Кирилл Пискунов имеет большой опыт работы в музыкальном театре. Поэтому к работе над «Княгиней чардаша» он приступил со знанием дела.

В беседе с Sakh.online Кирилл Валерьевич рассказал, почему оркестр посадили на сцену и кто помогал шить 250 костюмов.

— Кирилл Валерьевич, как вы отнеслись к новости, что в Чехов-центре будут ставить оперетту «Княгиня чардаша»?

— Я за любую театральную авантюру всегда всеми руками. Поэтому, конечно, это здорово.

— Нам открыли секрет, что режиссера пригласили вы. Это так?

— Не совсем. Я порекомендовал режиссера, потому что у меня опыт работы в музыкальном театре довольно-таки большой. Я с многими режиссерами работал, многих знаю, даже тех, с кем не работал. И мне показалось, что именно Мария Леонова подойдет для этого проекта.

— Когда вы ставите спектакли в Чехов-центре, то вы создаете и сценографию, и костюмы. Почему здесь разделили работу с Дарьей Каракуловой?

— Здесь объем работы титанический. Например, оркестр порядка сорока человек или даже больше. Поскольку музыканты сидят на сцене, они являются персонажами в нашем спектакле. У них два комплекта костюмов  для первого и второго актов. Это огромный объем, и за такие короткие сроки его не охватить. Даже сам пошив и изготовление надо контролировать, постоянно быть на примерках. Поэтому мной было принято решение пригласить художника по костюмам. Это довольно частая практика. С Дарьей Каракуловой наш театр уже знаком, она с нами работала, выпускала спектакль «Волшебное королевство». У меня тоже появилась такая счастливая возможность с ней в тандеме поработать. Она замечательный художник, у нас все сложилось.

— Расскажите про сценическое оформление.

— Задача на самом деле стояла сложная. Музыкальный и драматический театр — это вообще две параллельные реки, и они практически не пересекаются. И своя специфика у сценографов в музыкальном театре тоже есть. Мы попытались сделать так, чтобы зритель удивился. Это самое главное в театре. Задача, которая стояла перед нами, — когда открывается занавес, чтобы зрители ахнули. А когда открывается занавес второго акта, они ахнули еще раз. И под финал спектакля еще маленький сюрприз будет — 15 минут третьего акта. Будет максимально короткая перемена, без антракта. Это очень сложная задача. Возникали технические проблемы, связанные с этой быстрой сменой. Но все решаемо.

— Чья идея была посадить оркестр на сцену?

— Наша оркестровая яма в Чехов-центре строилась изначально для драматических спектаклей. И она физически не помещает весь оркестр из сорока человек. Мы рассматривали два варианта: убирать первые ряды и сажать оркестр в зал или, все-таки, на сцене. Но, поскольку в процессе этих обсуждений у меня родилась концепция, когда оркестр сидит на сцене и является отдельным персонажем спектакля, то было принято решение посадить музыкантов на сцене. Кстати, в этой оперетте есть одна такая нестыковка, и в каждом театре она проявляется. В Санкт-Петербурге я разговаривал с заведующей литературной части в театре музыкальной комедии, которая как раз на этом акцентировала свое внимание: в первом акте персонажи находятся в кабаре и размещение оркестра в яме и общение персонажей, которые поют на зрителя, нелогично. Но если музыканты на сцене, и хор, и персонажи ходят внутри и являют собой единое пространство этого кабаре, то абсолютно логично, что оркестр играет для зрительного зала, и персонажи также поют для зрительного зала. Поэтому мне кажется, что мы убежали от этой нестыковки. Но в связи с этим возникли другие проблемы: артисты поют спиной к дирижеру. Но они профессионалы.

— Сцены музыкальных театров традиционно больше, чем сцена нашего драматического. Как получилось все и всех разместить?

— Это не совсем так. Да, зачастую сцена в музыкальном театре больше. Но я сам работал в «Санкт-Петербург Опера», где зеркало сцены 6 метров, что в 1,5 раза меньше нашей. Сцена маленькая, как коробочка. Есть и другие примеры: «Геликон Опера», в Москве есть несколько музыкальных театров, которые работают в малом пространстве. Как раз работа у Юрия Александрова (художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера» — прим. автора) помогла мне понять всю специфику музыкального театра и построения декораций в таком небольшом пространстве. Огромное спасибо ему и судьбе за то, что свела меня с таким мастером. А что касается размещения, то мы открыли сцену целиком. Фактически вся ударная оркестровая группа сидит на арьерсцене. Это там, где на спектаклях малой формы располагаются зрительские места. Мы используем всю глубину, все пространство. Это задача интересная, повышает интеллект (смеется).

— Какие были пожелания по оформлению от режиссера?

— Художник с режиссером всегда идут в тандеме. Конечно, пожелания были, но каждый творец привносит что-то свое. И мы, общаясь и работая над спектаклем, вывели определенную концепцию и начали работать в заданном русле. Я думаю, что где-то в чем-то Марию Станиславовну я, конечно, удивил. Меня это очень радует, значит, голова еще все-таки соображает, выдумка есть (смеется). Это самое главное.

— Были ли какие-то сложности?

— Костюмы шились в трех городах, к нам приезжали мастера из Санкт-Петербурга, Кемерово. После всех примерок они приехали с готовыми костюмами для каких-то небольших доработок. Конечно, такие объемы за короткие сроки наш театр поднять не может. Но должен признаться, что наши пошивочные цеха очень хорошо справились. Они сшили больше 70 костюмов для этого спектакля.

— А декорация? Тоже прибегали к помощи сторонних организаций?

— Декорацию в основном пытались сделать своими силами. У нас в театре нет слесарно-сварочного цеха, поэтому обычно мы металл заказываем, и здесь есть организация, с которой мы давно сотрудничаем. Все остальное делаем самостоятельно. Но что касается печати, которая использовалась в декорациях, тут опять-таки Санкт-Петербург работал и Москва.

— Столько городов задействовано. Оказывается, не только артисты приехали к нам, но и костюмы, и декорации.

— Это как раз специфика музыкального театра. Тут всегда привлекают гораздо большие объемы всех ресурсов, чем для драматического театра, это норма. Поэтому меня такой расклад не удивляет. Мы приложили все усилия, чтобы получился спектакль-праздник. Мне кажется, собралась одна из лучших творческих команд, поэтому мы просто обречены на успех.

РИА «Сахалин-Курилы».