«История БАМа огромная, она началась еще до революции, потому что когда проектировали Транссибирскую магистраль, по которой сейчас едет вся страна, это был проект, где активно обсуждались его разные маршруты и конфигурации. И как раз это была Байкало-Амурская магистраль, которая возникла в 70-е годы 20-го века. В то давнее время отвергли данное направление, потому что производить работы было очень трудно: горы, непроходимые места, они вообще не были освоены народом. В 1974 году, когда Советский Союз обрел техническую базу большую, появилась современная техника для строительства. Потому сочли возможным прокладку железной дороги — ответвления от Транссиба, которое бы еще лучше позволило обжить территории Сибири, Дальнего Востока, построить новые поселки и города, привлечь туда людей. Конечно, большая роль была молодежи, они ехали туда на строительство и освоение новых мест. Вместе с таким массовым подъемом духа всей страны этими событиями жили и художники. Мы с вами знаем, что было написано много стихов и песен на эту тему, но художники также внесли большой вклад в данную тематику, только средствами изобразительного искусства», — поделилась подробным комментарием с Sakh.online заведующая экспозиционным отделом Сахалинского областного художественного музея Ирина Малькова.
«Были написаны портреты героев БАМа, ведь они прокладывали трудные тоннели, строили мосты. За всем этим процессом художникам и было интересно наблюдать, но не по фотографиям, они ехали туда сами, создавали целые серии, посвященные повседневному труду, отдыху и условиям, в которых они живут. На первый план для живописцев выходили люди, те, кто, не побоявшись трудностей, сорвался со своих насиженных мест, обжитых квартир и приехал на новые места жить буквально в вагончиках», – добавила работница музея.
Поэтому на выставке «БАМ — стройка века!» представлен один из главных этюдов к портрету трудяги Рогожина. Его на холсте маслом в характерном для советского искусства 1960-х — начала 1970-х годов «суровом стиле» нарисовал художник из Приморского края Николай Большаков. Автор во время стройки был уже не молодым романтиком, которому все было легко бросить, тем не менее он сам, с опытом строителя, поехал на возведение новой дороги жизни. Напомним, ее общая протяженность превышает 4300 км, «железка» проходит по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, а также Хабаровскому краю.
В будни бамовцев всех прекрасно погружает график из Москвы Вячеслав Смирнов. Его многофигурные композиции демонстрируют уголки грандиозной стройки, обжитые людьми места. Художник со знанием дела изображает мощные самосвалы, бетономешалки и мостовые краны. Героями его серии автолитографии «БАМ-74» (1975) стала молодежь, для которой важен видимый результат собственной работы, а также свойственные для молодости интересы.
«Он понял то, что люди там живут, у них есть время для досуга, они могут спеть под гитару, прогуляться по новым проложенным путям с девушками, пообщаться. И на фоне всех происходящих событий это выглядело человечно. Его произведения достаточно мягкие, может быть, есть в них немного сбивающий пафос, но зато они показывают реальную жизнь граждан. В целом художники черпают вдохновение из природной стихии, когда перед ними, например, предстает пропасть гор, огромная широкая река, через которую нужно перекинуть мост. Казалось бы, для художника непонятно, как вообще маленькие люди могут это делать на фоне грандиозного пейзажа и сурового климата. Смирнов сначала делал рисунки, затем перешел на литографии. В его графике появились и военные, ведь БАМ строился с двух сторон, с одной были гражданские рабочие, те самые молодые люди, специалисты. А с другой стороны – железнодорожные войска, работа которых не так афишировалась, ведь они выполняли свой долг. Художники 80-х годов в своих сюжетах подводили какие-то итоги стройки, когда уже были возведены станции и построены населенные пункты, преодолены многие трудности, проложены некоторые мосты, люди освоились в непростой обстановке Сибири, приспособились к климату, приобрели опыт», — сказала Ирина Малькова.
«Одним из таких авторов стал Рустам Яушев, он изобразил композицию «Встреча первого поезда в Нижнеангарске». Автор вложил в нее дух и атрибутику индустриальной революции первых советских пятилеток, митингов и парадов 1930-х годов: неизменный лозунг: «Наша цель — коммунизм!», портрет Владимира Ильича Ленина, высокая трибуна со стоящими на ней партийными начальниками, «хлеб-соль», листовки, кружащийся вертолет, букеты цветов в руках людей, которые они бросают навстречу поезду», – описала сотрудница музея одну из работ.
Одним словом, путешествие через время и пространство с талантливыми художниками позволит посетителям погрузиться в эпоху грандиозного строительства железной дороги, которая выводит Россию к Тихому океану. Успеть насладиться произведениями живописи и графики можно до 2 мая включительно.