В премьерном спектакле «Невельской» историческая правда сочетается с человеческими переживаниями
Великий дипломат
Белый занавес-парус колышется, будто от легкого морского бриза. Капитан Невельской (Константин Вогачев) – тогда еще Геннадий Иванович был в таком звании – отдает приказ бросить якорь, и на каменистом сахалинском берегу появляется российский триколор.
Историческая драма «Невельской» обрела сценическую жизнь благодаря гранту правительства Сахалинской области профессиональным театрам.
«Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен»: слова Николая I (Андрей Кузин) мы слышим, когда круг сцены поворачивается, перенося зрителя с корабля в императорские покои. Министры с иностранным акцентом нашептывают императору: да как посмел Невельской, вопреки авторитетам – Лаперузу и Крузенштерну, утверждать, что Сахалин – остров, а не полуостров? Но вместо того, чтобы наказать Невельского за своеволие, Николай I назначает его капитаном первого ранга и отправляет исследовать устье Амура.
Если бы не дипломатический талант исследователя, богатейшие дальневосточные земли сегодня, вероятнее всего, были бы китайскими владениями. Его судьба – не выдуманная, а подлинная драма. Но, к сожалению, великие литераторы не оставили пьес об адмирале.
Зато сохранились письма, исторические документы, бортовые журналы и книга самого Невельского «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849–55 гг. Приамурский и Приуссурийский край». Именно эти источники послужили основой для литературной инсценировки «Невельской».
Ее автор Наталья Шаркова – актриса Чехов-центра и дипломированный режиссер, выпускница Театрального института имени Бориса Щукина.
Можно сказать, премьерный спектакль стал подарком к юбилею Невельского. В декабре исполняется 205 лет со дня его рождения.
Романтика с Екатериной
Историческая драма «Невельской», несмотря на всю ее выверенную достоверность, – произведение художественное. Живой урок истории о середине XIX столетия с равным интересом зрители всех возрастов.
– В постановке есть доля вымысла, но наши фантазии никоим образом не исказили факты из жизни Геннадия Ивановича. Напротив, мы обострили историческую правду, чтобы сделать героя более человечным. Для этого мы вводим романтическую линию с его женой Екатериной Ивановной Невельской, в девичестве Ельчаниновой. Отношения супругов помогли воссоздать их письма, – рассказывает режиссер.
Екатерина Ивановна (Татьяна Никонова), живущая под светом хрустальных люстр, увлекается музыкой и театром. Но девушка, не задумываясь, оставляет светскую жизнь и становится женой морского офицера. Она едет за мужем в Амурскую экспедицию, где самое большое развлечение летом – кататься на гиляцких лодках, а зимой – на собачьих упряжках.
В суровых краях Екатерина Ивановна переживает страшные испытания – голод, смерть двухлетней дочери… Жене великого исследователя Дальнего Востока удалось покорить сердца коренных жителей острова и соратников мужа. Нивхи с детской непосредственностью удивляются, когда Екатерина Ивановна приглашает их на чай и учит сажать картошку. А офицеры всегда находят в ее доме внимание, заботу и образованную беседу.
Мокрый вальс
Перемены в жизни молодой женщины художник-постановщик спектакля Кирилл Пискунов передает с помощью оригинального художественного образа. Офицеры в парадных мундирах и дамы в пышных платьях кружатся в вальсе, а под их ноги льется вода.
Весь второй акт герои ходят по щиколотку в этом импровизированном море. Обувь артистов – большой театральный секрет. Известно только одно: выйти сухими из второго действия не удается никому.
– Вода в постановке проходит красной нитью, – говорит главный художник Чехов-центра Кирилл Пискунов. – Пока работал над спектаклем, Невельской открылся для меня с новой стороны. На Сахалине я сам в первый раз оказался два года назад. В Петербурге, откуда я родом, имя адмирала, к сожалению, затерялось среди имен других выдающихся первооткрывателей. Я рад, что постановка дала мне возможность погрузиться в историю жизни Невельского. Это молодой человек, на момент великих свершений ему только 35 лет. Привлекают его азарт и смелость нарушить приказ даже под страхом быть разжалованным в матросы.
В сценографии Кирилла Пискунова и световом оформлении художника по свету из Санкт-Петербурга Алексея Тарасова оживают императорские палаты, светские гостиные и дикие берега сурового островного края.
Художник по костюмам Елизавета Пискунова, так же приехавшая из Северной столицы, создала эскизы исторических костюмов по моде позапрошлого столетия. Но самыми интересными, по признаю художницы, для нее стали образы коренных жителей острова.
Пятилетняя артистка
Историческую драму «Невельской» разыгрывают 17 артистов. По словам режиссера, она сразу знала, кто есть кто. Но не обошлось в распределении ролей и без сюрпризов. Образ Яшки стал дебютным на островной сцене для выпускника Екатеринбургского государственного театрального института Никиты Скавыша. Другой новичок Чехов-центра – выпускник Ярославского государственного театрального института Роман Болтаев – исполнил роль нивха Лозвейна.
– Когда Роман и Никита приехали, я их в первый же день привела на репетицию. Они очень быстро влились в эту историю. Я их даже в пример ставила. Молодые артисты, как свежие пирожки с конвейера, у них глаза горят, им все интересно, – говорит режиссер-постановщик премьерного спектакля.
А самой юной актрисе, занятой в постановке, исполнилось всего… пять лет. Лилиана Батуева сыграла нивхскую девчушку Наран.
– Лилиана – украшение нашего спектакля и сюрприз для зрителей. Девочка занимается пластикой и хореографией и очень любит театр, как и ее родители, – рассказывает Наталья Шаркова.
Премьеру «Невельской» в Чехов-центре сыграли 11 сентября. Несмотря на будний день, зрительный зал был полон. В следующий раз стать свидетелями поворотного для Сахалина географического открытия театралы могут стать 23 и 29 сентября.