Последние пару лет я очень редко включаю телевизор. Медленно, но верно это устройство теряет свою актуальность в моём доме. Уверена, не только у меня. Доступный интернет заменил собой когда-то всеми желанный «ящик».Но если уж я беру в руки пульт, то включаю всегда одни и те же каналы. Несмотря на то, что их в наличии более двух сотен, смотрю я буквально два-три, и один из них обязательно тот, что дни напролёт «крутит» старое кино.
Какое же удовольствие приносят мне эти фильмы! Иногда очень наивные, временами чересчур идеологизированные, в чём-то даже смешные, но почти всегда открытые и светлые. И пусть современному зрителю, привыкшему к компьютерной графике, спецэффекты прошлого века покажутся откровенно глупыми и нелепыми, грим неуместным, а костюмы слишком простыми. Зато актёры играют самозабвенно, они полностью погружаются в роль, живут ею, и ты поневоле начинаешь сопереживать и верить. Ведь тогда все театральные школы строго придерживались принципа Станиславского — чем больше актёр чувствует свою игру и точнее передаёт переживания героя, тем больше зритель верит происходящему на сцене. Сейчас его, к сожалению, частенько подменяют экшеном и спецэффектами.
Ещё в тех фильмах ценилась достоверность: женские роли не отдавали мужчинам, разве что так было задумано ради комедийного эффекта, а исторические фильмы обязательно консультировали специалисты — военные, учёные. Никто не позволял себе ради зрелищности терять чувство меры и логики. Кто-то может оправдывать такое отношение к достоверности режиссёрской задумкой, художественным вымыслом, но, простите, так можно оправдать любую «дичь». И тогда у нас не только русалочка окажется темнокожей, но и Снегурочка — трансгендером.
Не стану утверждать, что все современные актёры играют плохо или фильмы не оставляют эмоционального отпечатка. Нет, признаю, и сейчас есть весьма достойные образцы кинематографа и талантливые артисты. Но реже, чем хотелось бы, а некоторых исполнителей я просто терпеть не могу, одно их присутствие портит для меня все возможные достоинства фильма. Как одна известная продолжательница актёрской династии, которая каждую свою роль играет с одинаковым выражением лица, хоть любовную сцену, хоть трагическую, словно она сама не понимает, как здесь оказалась.
Зато старые фильмы воспринимаются настолько естественно, что поневоле впечатываются в память. К примеру, комедии Гайдая. Разве найдётся хоть один человек, скажем так, старше 30, который не видел их все, и с лёгкостью не процитирует знаменитые фразы оттуда или продолжит начатые. Ну-ка: «Налетай, не скупись, покупай …» или «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого…». Да разве только Гайдай? Рязанов, Меньшов, Масленников, Бондарчук, Данелия, Захаров. Их картины можно смотреть и пересматривать снова и снова, они никогда не надоедают. А детские фильмы — они же были бесподобны. Как самозабвенно играли в них дети-актёры, какие изумительные песни звучали.
Фильмы тех времён предназначались для семейного просмотра, не было необходимости ставить возрастной ценз, можно было спокойно смотреть их вместе с детьми, не боясь, что те увидят что-то неуместное. Наверное, этого мне больше всего не хватает в современном кинематографе.