«Картина Репина», или Кино без спецэффектов

15 ноября 2013, 16:50Духовное
Фото:

В 2012 году трое друзей – Александр Ли, Артем Кунченко и Александр Есаулов – взяли гран-при на кинофестивале «Сахалинский экран» за картину «В тени одиночества». Но настоящей наградой для одного из них стало обучение на «Высших курсах сценаристов и режиссеров».

Актер Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова Александр Ли рассказал корреспонденту РИА «Сахалин–Курилы», чему научился в мастерской Аллы Суриковой и как применит полученные знание на островной земле.

– Александр, как ты считаешь, Алла Сурикова не пожалела о своем решении отправить тебя на «Высшие курсы»?

– Думаю, что не пожалела. Мы довольно часто общались с ней, я даже ездил к ней на дачу! Она сама зовет студентов, мол, приезжайте на дачу, там все разберем. У Аллы Ильиничны не всегда есть время приехать к учащимся среди недели, поэтому она нашла такой выход. Вот и я записал на камеру сценический отрывок, поехал к ней, она сразу же внесла поправки и указала на недоработки.

В числе моих однокурсников были и другие, кто попал на курсы неожиданно для себя. Например, Гульнара Муратова (Ахметова) из Казани. Там ее увидел наш второй мастер Владимир Фокин и пригласил учиться, на таких же условиях, что и я. Только по контракту она отрабатывает три года, в моем случае это пять лет. У Гульнары есть базовое режиссерское образование, по окончании обучения в Казани ей обещают мастерскую, должность заведующей кафедрой и возможность снимать кино. Кстати, и наш губернатор говорил о планах построить на Сахалине киностудию.

– Что из себя вообще представляла учеба в Москве?

– Уже самое первое задание по предмету «Работа с актером» оказалось серьезным: мы должны были сделать сценический отрывок по какому-нибудь художественному произведению.

Изначально я хотел поставить разговор доктора с пациентом из чеховской «Палаты №6», но, проработав идею с педагогом, отказался от нее. «Палату №6» нельзя дробить на отрывки, ее нужно ставить всю, иначе теряется ценность произведения. Тогда полистал произведения Шукшина и наткнулся на рассказ «Ваня, ты как здесь?».

Мне были нужны два актера, найти их оказалось непросто. В то время, по счастливому стечению обстоятельств, в Москве находился Константин Кузнецов – актер «Чехов-центра». Он быстро согласился помочь.

Но время шло, а второго исполнителя никак не удавалось найти. Я, по правде говоря, уже отчаялся искать. И вот однажды смотрю у нас на стенде, где актеры вывешивают свои фотографии с номерами телефонов, висит фотография Павла Бердникова. Это артист, который в популярном сейчас мюзикле «Русалочка» играет роль Себастьяна. В общем, в течение пяти минут я уговорил его сыграть в моем сценическом отрывке.

– Бесплатно?

– Да, все играли бесплатно. Актеры, конечно, рады получить деньги за участие в учебных постановках, но платят им редко. Они берутся за эту работу главным образом для того, чтобы «примелькаться», ведь постановки смотрят режиссеры, которые могут в дальнейшем предложить более серьезную работу.

Итак, за 10 репетиций по два–три часа в декабре 2012 года я вынес на суд мастеров свою первую работу. Это был один из моих самых важных шагов перед Хотиненко, Суриковой, Финном и другими.

– С кем-то из мэтров у тебя были совместные работы за время учебы?

– Мы общались с Харатьяном, но это была работа одногруппника. Я ему только помог найти Дмитрия. Тот выделил три часа – бесплатно! – и пришел на съемки.

Мой курсовой фильм «Незнакомка» снимали совместно с Антоном Лапенко, Алиной Мазненковой – это одни из самых лучших актеров – выпускников ВГИКа. Они уже снимались в полнометражном кино.

– Что, на твой взгляд, главное в профессии кинорежиссера?

– Умение думать. Как нам говорили, режиссер – это не тот, кто орет в мегафон. Он должен всегда быть минимум на десять шагов впереди съемочной группы. Уже на первой репетиции он знает в разы больше, чем актер, задействованный на этом же проекте.

– Твои новые знания можно применить на Сахалине?

– Для работы по профессии режиссеру требуется укомплектованная группа из кинооператора, ассистента по фокусу, звукооператора, который пишет звук на площадке (а лучше, если их двое), второго режиссера, продюсера, генерального продюсера и так далее.

В общем, многое упирается в финансовую сторону вопроса. Без денег кино снять очень сложно. Поэтому свою дипломную работу я пока отложил на год – нужно придумать, как получить поддержку проекта, найти мецената.

Также если понадобится, я могу работать кастинг-директором – заниматься подбором актеров. Могу быть исполнительным продюсером – работать в сфере коммуникации. Либо вторым режиссером. Он осуществляет организаторско-атмосферную деятельность. Фактически это работа координатора, который занимается расписанием съемок и «разводит второй план» – работает с массовкой.

После ВГИКА и ВКСР единицы попадают в большое кино. Почти все идут в сериалы, в «хлопушку» – это очень трудная работа «мальчика или девочки на побегушках». В Москве режиссер сериала получает немалые суммы денег. И многие, думая, что это только на первое время, «затягиваются» в мыльную оперу и останавливаются в творческом развитии.

– Как ты оцениваешь сегодняшний российский кинематограф?

– Сейчас время телевидения и интернета. Я называю это «включить картину Репина». Телевизор работает дома скорее как фон и мелькающая картинка. Очень редко можно сесть перед телевизором, чтобы не отвлекаясь насладиться просмотром качественного и по-настоящему стоящего фильма.

И вся беда в основном сценариях. Их мало. Сейчас продюсеры, но не режиссеры диктуют, какие фильмы снимать. Они считают, что зрителю нужно «давать западщину» – это приносит деньги. Убрать все спецэффекты – все рассыплется, нечем будет удержать зрителя.

Если бы повернуть наш кинематограф не по курсу Америки с ее блокбастерами… Нужно пустить на кинорынок хотя бы пять хороших не американизированных картин и посмотреть: вдруг российскому зрителю именно это и нужно?

– Ты, отправляясь учиться профессии кинорежиссера, прервал не только работу в театре, но и обучение на кафедре журналистики в СахГУ...

– Если все получится, я планирую наверстать год и два месяца, которые отсутствовал, чтобы вернуться к однокурсникам и вместе с любимой группой завершить обучение по специальности. Представляю, как много мне придется наверстать!..

– Ощущалась ли в период учебы моральная помощь с Сахалина?

– Да, ощущалась. И хочется сказать спасибо друзьям – Артему Кунченко и Александру Есаулову. Без их помощи в создании конкурсного фильма, который был особо отмечен Аллой Суриковой, ничего бы не было – это отправная точка. Также Даниилу Безносову – бывшему худруку «Чехов-центра». За то, что он морально поддержал меня и сказал, что такой шанс дается только раз, надо ехать и учиться.

Большое спасибо маме – она поддерживала меня все время.

Александру Хорошавину – губернатору Сахалинской области. За то, что согласился выделить деньги на мое обучение на «Высших курсах». И, конечно, Елене Худайбердиевой – директору «Чехов-Центра», за то, что пошла мне навстречу и отпустила на обучение.

Одним словом, я очень рад, что мне выпала честь учиться в одном из лучших учебных заведений России.

Фото из архива Александра Ли

Авторы:Администратор Администратор