Гитарист Александр Дьяченко считает, что в музыке не должно быть рамок.
Сын Сахалина
Каждый раз, возвращаясь на островную землю, Александр Дьяченко понимает, что он дома. Гитарист – выпускник отделения народных инструментов Сахалинского колледжа искусств. Себя он называет настоящим сыном этого места.
После выпуска из островной alma mater в 2002 году он переехал в Северную столицу России. Там продолжил образование в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства, или, как его величают в народе, «кульке». Александр учился на факультете музыкального искусства эстрады, специальность – «джазовая гитара».
– Сахалин – часть меня. По менталитету я никогда петербуржцем не стану. Ведь я не родился там, не бегал в детстве по тем улицам, не рос в тех дворах. Когда приезжаю, сколько бы времени ни прошло, все равно на островах для меня все родное, – делится своими чувствами музыкант.
В начале декабря А. Дьяченко в очередной раз побывал в Южно-Сахалинске. Поводом стал областной конкурс гитарной музыки, на котором Александр впервые выступил в роли члена жюри.
– Непривычно и необычно было судить. В музыке я больше люблю единение, нежели соревнование. Второе предпочитаю в спорте, – говорит А. Дьяченко. – Здорово, что пошла тенденция к осовремениванию гитарной музыки. Это заслуга педагогов, которые сами горят и учат с огоньком в глазах. Ведь гитара не ограничивается игрой классики по советской методике. Человек может быть хорош руками, но при этом не понимать музыку головой. А это не талант. Это работа, техника, навык. Понимание музыки идет от увлеченности, не от рамок и стандартов.
Сегодня А. Дьяченко – довольно востребованный гитарист. В Петербурге он играет со многими группами в качестве приглашенного музыканта, аккомпанирует вокалистам, пишет собственные гитарные композиции, дает сольные концерты, занимается аранжировкой, преподает игру на гитаре по собственной методике.
С горящими глазами
А как же все начиналось? Родители Александра – геологи. Потому с малых лет музыкант с походами знаком не понаслышке. У него даже есть диплом инструктора по туризму. И вот однажды в одном из походов в 1992 году юный Саша услышал, как две девочки играют на гитаре и поют.
– Меня это убило, в хорошем смысле. Берег моря, лунная дорожка, костер и девчачьи слезливые песни. Но это так за душу брало! Настолько было честно, чисто, искренне, по-настоящему! Эмоциональное воздействие было самым сильным за все мои 12 тогда прожитых лет, – вспоминает собеседник.
Вернувшись из похода, воодушевленный Александр первым делом подошел к отцу и попросил научить играть на гитаре. Глава семейства отнесся к идее скептически. «Зачем? Ведь бросишь скоро», – ответил Дьяченко-старший. И, правда, Саша был очень увлекающимся мальчиком. Он перепробовал множество кружков и секций. К тому времени у него было уже четыре спортивных разряда.
Тогда юный Александр отправился в музыкальную школу сам. С горящими глазами он подошел к педагогу Елене Юрьевне Хиль и сказал: «Хочу играть на гитаре песни». Своему педагогу музыкант сейчас очень благодарен. Она привила будущему гитаристу вкус к музыке и поняла, что стандартная игра классики по нотам для ее нового ученика не подойдет. Кстати, родители А. Дьяченко узнали, что их сын учится в «музыкалке» только через месяц – когда Саша принес им квитанцию об оплате.
То, что гитара стала профессией, делом жизни, Александр понял, став студентом колледжа искусств. До этого он пробовал поступать в учебные заведения, никак с музыкой не связанные. Но судьба будто не давала этого сделать.
А. Дьяченко мог поступить и в Литературный институт имени Горького в Москве. На счету гитариста два сборника стихов: один издан в Южно-Сахалинске, другой – в Петербурге. Но Александр выбрал музыку.
– Литература остается для души. Я могу месяцами ничего не писать, а бывают периоды, когда дома не хватает бумаги. Я пишу ручкой, по старинке. Гитарные пальцы не дружат с клавиатурой, – рассказывает музыкант.
Еще учась в колледже, Александр начал преподавать. Три года он проработал в родной музыкальной школе в Луговом. В Северной столице сначала тоже был учителем в «музыкалке». Сейчас он дает только частные уроки. Гитарист даже практикует занятия по скайпу.
Нужна искра
В последние годы Александр все больше погружается в мир акустической музыки. В «кулек» он приехал поступать с «электрухой», но через несколько лет перешел на «акустику». Как считает А. Дьяченко, этот инструмент очень самодостаточен, а в его звучании кроется неповторимая магия. На одной лишь акустической гитаре музыкант может сымитировать игру целого ансамбля. Он один может вести и басовую линию, и аккомпанемент, и даже ударные.
Помогает в этом специальный педальный процессор Looper, который может записывать и воспроизводить звук в реальном времени. Александр играет партию, тут же записывает ее, потом включает запись, а сам продолжает играть дальше. Получается такой вот дуэт, а то и квартет всего из одного музыканта. Еще в последнее время А. Дьяченко увлекся перкуссией. В качестве ударного инструмента он использует корпус гитары.
Александр не отдает предпочтение конкретному музыкальному стилю, как и определенным исполнителям. Есть выдающиеся музыканты, у которых он учится, черпает идеи. Это, например, Томми Эммануэль, Антонио Форчионе. Как говорит А. Дьяченко, у него нет любимых стилей и гитаристов, есть любимое наслаждение – слушать музыку.
В его репертуаре присутствуют и рок, и фламенко, и джаз. По душе и этническая музыка, будь то арабская или латиноамериканская.
– Есть хороший стиль – этно-фьюжн. Его основа – этническая музыка. Она несет большой заряд энергии, так как создавалась поколениями. А фьюжн – это смесь, синтез, – объясняет гитарист.
В творческой жизни Александра было множество запоминающихся и нестандартных работ вместе с другими исполнителями. Он аккомпанировал заслуженному артисту России Альберту Асадуллину. Этот певец советской эстрады хорошо знаком старшему поколению.
Одним из самых интересных проектов А. Дьяченко считает совместную работу с певицей Викторией Vita. Эта исполнительница глубоко знает этническую музыку и мастерски соединяет различные музыкальные направления. Вокалистку называют мастером импровизации. У нее интересная техника пения, основанная на пении муэдзинов – служителей мечети, призывающих мусульман на молитву.
Запоминающейся стала и работа в «Армянском трио». Одним из участников был дудукист. Дудук – уникальный духовой инструмент родом с Кавказа, которому больше тысячи лет. Пронзительный, печальный голос дудука вызывает дрожь у слушателей. Многие слышали его в саундтреках к известным фильмам: «Гладиатор», «Троя».
А. Дьяченко признается, что ему также очень нравится играть на улицах. Он считает, что там лучшая аудитория. Понравилось – остановились, купили диск, не понравилось – прошли мимо.
– Где как не на улице, в естественном человеческом поле, демонстрировать красоту музыки? – говорит гитарист.
Хорошую музыку от плохой, по мнению Александра, отличить очень просто. В ней должна быть искра. Конечно же, важны еще мастерство исполнителя, музыкальный материал и звук инструмента. Соединение всего этого и заставляет сердца слушателей замирать.