Окончательное решение о том, какой из проектов будет взят за основу для дальнейшего проектирования и строительства многофункционального культурного центра в самом сердце островной столицы, примут на областном градостроительном совете. Заместитель председателя правительства Сахалинской области Елена Ивашова, курирующая строительство, отметила, что на совете эти проекты рассмотрят уже с конкретной привязкой к реалиям Южно-Сахалинска.
Три проекта развития территории на месте бывшего Дома офицеров в Южно-Сахалинске презентовали 19 июня. Готовые эскизы и концепции представили компания «Аккорд» из Владивостока, японская группа «Ходег» и ОАО «Сахалин-Инжиниринг».
Напомним, на месте бывшего Дома офицеров предполагается построить современный многофункциональный культурный центр, основой которого станет филармония. Все три проекта предполагают строительство в здании большого филармонического, танцевального залов и помещения для органной музыки. Кроме того, все они предусматривают репетиционные залы, складские помещения, костюмерные, комнаты для артистов, парковки и зеленые зоны. В этом все проекты похожи. Однако концепция у каждого своя.
Орган в центре города
Первой ее представила приморская компания «Аккорд», имеющая 20-летний опыт проектирования концертных залов, филармоний и подобных культурных и спортивных комплексов. Из последнего на их счету «Фетисов-арена» во Владивостоке. Примечательно то, что к работе над сахалинским проектом компания привлекла человека «с именем» - почетного архитектора России Александра Карепова, который и презентовал свою работу.
Идея комплекса от приморцев – соединение окружающей среды с музыкой и культурой. Для конструкции они выбрали мягкие, прозрачные, лиричные формы, напоминающие капли, перетекающие друг в друга. Максимальная высота комплекса составит 36 метров. Подобные конструкции, по словам Карепова, апробированы в Китае и олимпийском Сочи. Проектировщики планируют сохранить все зеленые насаждения, находящиеся на территории, а также высадить и новые хвойные и широколиственные деревья. Забор, ограждающий территорию, конечно, уберут, чтобы расширить зеленую зону и дать людям беспрепятственно гулять по территории центра.
Разработчики проекта обещают, что в этом здании будет создана идеальная среда и технические возможности для самых разных музыкальных жанров. Изогнутые стены в большом зале позволят обеспечить одинаковое звучание в любой его точке.
Этот проект также предполагает обширные зеленые зоны для отдыха и летнюю эстраду.
А может, водопад?
«Сахалин-Инжиниринг» в лице архитектора-дизайнера Екатерины Молчановой в качестве основного элемента внешнего декора здания использовал мотивы водопада, который символизирует культурный поток.
Внутри также предполагается обустроить три главных помещения: большой, органный и танцевальный залы. Проект предусматривает и летнюю сцену. А скверы на прилегающей территории предлагается использовать как выставочные площадки, пространства для инсталляций.
Концепция же японского строения на Сахалине – отражение звука на водной глади от трех источников: филармонического, органного и танцевального залов. Если посмотреть на сооружение сверху, оно напоминает круги на воде. Японцы назвали это явление «симфонией овалов – волнообразным эхо острова Сахалин».
Он рассказал, например, что чем выше органный зал, тем больше экспрессии в звуке получит слушатель. Лившиц подчеркнул, что для хорошего звучания важны размер, форма помещения, но главное – орган. Начинать работу над органом нужно примерно за два года до окончания возведения центра. Проектирование и строительство органа в Европе займет около года – ведь это 2,5 тыс. деревянных и металлических трубочек. Для изготовления музыкального инструмента используется древесина, которую предварительно высушивают в течение десяти лет. Она очень восприимчива к перемене климата, поэтому устанавливать готовый орган на Сахалине необходимо не просто после полного ввода здания в эксплуатацию, а по истечении пары месяцев стабильной работы. После установки его нужно будет заново настроить, при этом в помещении должна быть идеальная тишина (обычно настройщики занимаются этим по ночам). По проекту «Аккорда» органный зал планируют сделать в виде готического собора с цветными стеклянными стенами. Как заметил Карепов, он будет напоминать яркую шкатулку.
Место встреч и ожиданий
Второй проект презентовала японская компания «Докон», входящая в группу «Ходег». За основу японцы взяли спроектированный ими же знаменитый филармонический зал «Китара» в Саппоро. Своим фирменным стилем они сделали открытое лобби с кафе – место встреч и ожидания, которое будет соединять улицу с внутренними помещениями.
Площадь вокруг здания по этому проекту – это зеленые рекреационные зоны, скамейки, фонтаны, а также открытая эстрада. Кстати, в качестве покрытия здесь планируют использовать не брусчатку или асфальт, а так называемую жесткую траву, такую применяют при строительстве площадок для гольфа.
Особое внимание проектировщики «Аккорда» уделили органному залу. Своеобразный ликбез по этому вопросу для собравшихся провел один из ведущих специалистов России по архитектурной акустике Анатолий Лившиц. Акустические залы он строит уже 15 лет, на счету Лившица – лучшие сцены России, в том числе – большой зал Московской консерватории, признанный знатоками одним из лучших в мире по звуковым качествам.