Режиссер фильма «Хозяева» Адильхан Ержанов: я уверен, идеи – главное

25 августа 2014, 13:40Духовное
Фото:

Сегодня в конкурсной программе – фильм «Хозяева» Адильхана Ержанова из Казахстана, показанный в программе 67 Каннского фестиваля. Герои фильма, два брата и сестра, хотят жить в доме в деревне, который завещала им мать, но оказывается, что в нем уже живет другая семья… Как определить жанр картины – трагикомедия, абсурд, социальная драма? Об этом мы поговорили с режиссером.

- В вашем фильме очень много музыки. Но почему веселая танцевальная музыка звучит во время самых жутких сцен?

- Когда во время чумы в Европе города вымирали на 70-90 процентов, от бессилия народ устраивал праздники. Так они рассчитывали прогнать болезнь, победить смерть – отсюда «пир во время чумы». Ощущение этого безумия есть и в наши дни в Казахстане. Везде коррупция, но мы рапортуем о росте и процветании. Абсурд! Поэтому я не мог комментировать события в фильме драматической музыкой или снимать в документальном стиле. Для меня весь посыл заключается в форме – которая и есть контраст между красотой и безобразием, безмятежностью и насилием. Я бы назвал этот жанр карикатурным реализмом. Потому что карикатура есть и у Ван Гога, и у немецких киноэкспрессионистов. Карикатура – не то, что обязательно смешно, но то, что утрирует и гипертрофирует реальность.

Показ фильма «Хозяева» состоится 25 августа в 20:00 в Чехов-центре.

- Действие вашего предыдущего фильма происходит в 90-е. Действие «Хозяев» – сейчас. Что изменилось для людей, для народа?

- Изменилось многое, в принципе как и в любой стране постсоветского пространства. Расслоение общества растет. Может, нет недостатка в деньгах у определенной части населения (спасибо нефти), но есть недостаток в культуре. За 30 лет построено очень много торговых центров. И ни одной библиотеки.

- Но было ли лучше раньше, в СССР?

- Идеализировать Союз мне не свойственно, потому что я недостаточно прожил в нем, и не в лучший период. Однако Союз был системой, построенной на идеалах и пытающейся внедрять эти идеалы, во многом успешно. Уж точно не было поощрения коррупции на высших уровнях. Возможно, была цензура. Однако вы уверены, что сейчас ее нет? Цензура приобрела абсурдный характер. Я не знаю, какая лучше цензура – официальная или внутренняя.

- Вы участвуете в объединении молодых казахстанских режиссеров «Партизанское кино». Что именно вас всех объединяет?

- Авторское кино неудобно финансировать – денег не приносит, вызывает недовольство чиновников. Как обойти эту проблему? Легитимизировать безбюджетность. Мы собрались с ребятами и подумали, как можно превратить отсутствие денег в стиль и рассказывать в кино о настоящих проблемах общества, говорить о том, что происходит. Нет здесь крамолы, нет тут политики. Снимать честно – это прерогатива искусства. Я уверен, идеи – главное, и мне приятно, что наши идеи воспринимаются молодыми кинематографистами. Кино – не техника, а мысль в первую очередь. Просто у нас не все режиссеры в это верят.

Спецвыпуск «Губернских ведомостей» к кинофестивалю. №1

Авторы:Администратор Администратор