Тихие шедевры

5 октября 2015, 15:19Духовное
Фото:

В Сахалинском областном художественном музее открылась выставка приморского художника Виктора Шлихта «Бегущие тени»

Выставка «Бегущие тени» продлится до 31 октября.

Наиболее полную в сети коллекцию произведений Виктора Шлихта можно посмотреть на сайте, созданном в память мастера его учениками: shlikht.ru.

На первый взгляд эти работы могут показаться незамысловатыми. Потом проникаешься тонкостью цвета – картины будто светятся изнутри. И лишь постояв перед ними подольше, чувствуешь, как вдруг хочется петь и плакать, и понимаешь – за изображением стоит нечто большее.

Виктор Михайлович покинул мир уже больше двадцати лет назад. Но в художественной среде Владивостока его имя до сих пор вспоминают с почтением и благодарностью. Он стал духовным отцом для многих художников, получивших сейчас признание как в России, так и за рубежом.

Он всегда творил для души, никогда – на потребу дня и утверждал: «Искусство не информирует. Оно заставляет человека жить в истине жизни, а не в истине вещей, которые его окружают». Поэтому в эпоху соцреализма Виктора Шлихта часто не допускали на официальные выставки и считали неудачником в искусстве.

Лишь когда художнику исполнилось почти шестьдесят, к нему пришла известность, которую он никогда не искал. Шлихта объявили гением, его картины раскупали за большие деньги. Сегодня работы мастера хранятся в основном в частных коллекциях в России, Австралии, США, Японии и Южной Корее. Представленную на выставке серию живописных и графических работ Шлихта передал Сахалинскому областному художественному музею в дар ученик художника Сергей Симаков.

По своей манере живопись Шлихта чем-то напоминает западноевропейских модернистов – Матисса, Сезанна, Фалька, Шагала. Вместе с тем, по словам искусствоведа Марины Куликовой, в его картинах есть что-то и от пейзажей великих китайцев, писавших в жанре шань-шуй (гора-вода). Большое влияние на его творчество несомненно оказали классическая китайская и японская поэзия и философия – его изображение природы дается во вневременном контексте и выводит зрителя на понятие «дао» – путь. Наверное, это можно объяснить влиянием своеобразной культурной памяти Приморья. Она впитала мироощущение Золотой империи чжурчжэней, занимавшей эту территорию в средние века, и окружавших ее древних государств Корё и Сун.

Наталья Бржезовская, ведущий научный сотрудник Сахалинского областного художественного музея:

– Даже взыскательных критиков-искусствоведов Виктор Шлихт сумел покорить своим одухотворенным пространством. Все на его полотнах оживает: влажный приморский воздух, шум ветра, море и туман... Для Шлихта творчество было возможностью выразить себя в размышлениях о тайных закономерностях бытия. Творческие принципы художника всегда оставались независимыми от конъюнктуры. Его жизнь больше напоминала самоуглубленную практику сосредоточенного на проблемах внутреннего мира даосского отшельника.

Дё Сон Ен, член Союза художников России, заведующий отделением дизайна Сахалинского колледжа искусств:

– Виктор Шлихт никогда себя не афишировал. Но это художник большого масштаба. Основной цвет его живописи – хром-кобальт сине-зеленый. Эта холодная гамма говорит о мечтательности, внутреннем благородстве. Здесь заметно сходство с Эль Греко, творчество которого тоже было очень драматичным. Драматичность же Шлихта заключается в знаковости. Его полотна притягивают глубоким философским подтекстом.

Константин Колупаев, художник, скульптор, дизайнер:

– Можно сказать, что Виктор Шлихт приходится мне дедушкой. В духовном смысле. Он был учителем моего гуру, Сергея Симакова. Картины Шлихта – как музыка. Ты не можешь оставаться равнодушным. Чувствуется какой-то гул, мощь. Сквозь изображение читается очень многое. Одна из самых поэтичных по гамме работ – «Зимний шиповник». В ней такая вселенская скорбь. Чтобы создать подобное, нужно иметь богатый внутренний мир. Как мне рассказывал Сергей Симаков, Шлихт всегда говорил: «Не обязательно уезжать за тридевять земель в поисках смысла жизни. Он рядом. Во всем, что нас окружает».

Авторы:Администратор Администратор