«Сказ о девочке-лебедь» принес коллективу «Солнышко» звание лауреата фестиваля «Наследники традиций»
Шум прибоя и треск костра
Вой собак и уханье совы, шепот ветра и шорох опавшей листвы, шум прибоя и треск костра – все это можно было услышать, не покидая города, прямо со сцены Дворца детского (юношеского) творчества. Здесь прошел итоговый гала-концерт IV областного детско-юношеского фестиваля художественного творчества коренных малочисленных народов Севера «Наследники традиций». Его проводят с 2006 года – один раз в три года.
– У каждого народа свое культурное наследие и оно по-своему уникально. Фестиваль объединяет народы Севера разных поколений, его проведение – яркий пример сохранения народных традиций и духовной нравственности подрастающего поколения, ведь без прошлого нет настоящего и будущего, – отметила директор Сахалинского областного центра народного творчества Зоя Лущан.
Гала-концерт стал завершающим этапом в череде праздничных мероприятий фестиваля. В концертную программу вошли лучшие конкурсные номера, отобранные членами жюри – специалистами управления культуры администрации Южно-Сахалинска, Центра народного творчества, краеведческого музея, отдела коренных народов Севера департамента по межнациональным, межконфессиональным отношениям и работе с общественными объединениями аппарата губернатора и правительства Сахалинской области.
Свое уникальное самобытное творчество представили пять творческих коллективов из Тымовского, Охинского, Поронайского, Ногликского районов и Южно-Сахалинска. Открыли концерт гости из села Багдарин Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия. Образцовый детский эвенкийский ансамбль «Хосинкан» поразил зрителя яркими костюмами и слаженностью танцевальных движений. Они представили инсценировку «Рождение олененка», рассказали о своей родной земле в номере «Таежный Баунт». К слову, Баунт – это пресноводное озеро на севере Бурятии.
– Наш ансамбль уже более 20 лет сохраняет культуру эвенков, – поделился участник творческого коллектива Иван Романов. Кстати, сам он является участником ансамбля уже семь лет.
Казалось, что за час концертного времени его участники хотят передать зрителю всю свою жизнь, поделиться всем незабытыми обычаями, рассказать все сохранившиеся легенды.
Северного человека всегда сопровождала песня. Яркое подтверждение тому – выступление ансамбля этнокультурного центра «Люди Ых миф» («Люди Сахалина») из Южно-Сахалинска, номер назывался «По ягоды».
Мужчины были добытчиками в семье, женщины занимались обработкой кожи, разделкой рыбы и зверя. Работать приходилось много, и когда руки уставали, она разминали их. Об этом – номер «Игра в ладоши» в исполнении ансамбля «Пила кен» («Большое солнце») из села Некрасовка Охинского района.
В их же исполнении номер «Мужские игрища» – доказательство тому, что находилось в жизни нивхов время и для развлечений, которые, впрочем, тоже были отнюдь не простыми – на досуге молодежь фехтовала короткими палками и прыгала через канат.
Пение через медвежью дудку
Театрализованная постановка «Сказ о девочке-лебедь» по мотивам произведения Владимира Санги – конкурсное выступление детского коллектива-спутника народного ансамбля любительского художественного творчества «Пила Кен». Сегодня в состав коллектива входят чуть более 60 человек разных возрастов – от шести до 69 лет.
– Это грустная история о том, как осиротевшая девочка превратилась в лебедя. Сказка звучит на родном нивхском языке, все песни и танцы – также созданы на основе нивхского фольклора. В постановке участвуют народные инструменты кални, тынрын, заканга, горловое пение, – рассказала художественный руководитель коллектива Ирина Комарова.
Этот номер принес ансамблю звание лауреата фестиваля. Кстати, три года назад «Пила кен» уже становился лауреатом «Наследников традиций». Тогда одержать победу помогла постановка «Легенды о тынрыне». По словам И. Комаровой, эта легенда о народном инструменте нивхов очень древняя, ее из поколения в поколение передавали своим внукам бабушки.
– По-другому тынрын называют нивхской скрипкой. По легенде мама потеряла сына, стала звать его, да пропал голос. Чтобы сын ее услышал, она сделала инструмент из рыбьей кожи и волос из конского хвоста вместо струн. Кстати, еще одно его название – инструмент мамы. Мелодия у этого инструмента очень грустная, поэтому в сказке про девочку-лебедь мы прибегли к нему в самый трогательный момент, когда девочка потеряла маму, – рассказала худрук.
Не менее интересен и другой нивхский инструмент – кални. Об его особенностях поведала участница народного нивхского ансамбля «Кех» («Чайка») из Тымовского района Ефросинья Шкалыгина. Кстати, на фестивале, прошедшем в 2015 году, она впервые вышла на сцену, примерив на себя роль сказительницы. Раньше женщина занималась пошивом костюмов для участников коллектива и переводом сказок с нивхского языка на русский.
– Кални – это длинная трубка из высушенного стебля растения, которое называют «медвежьей дудкой». Важно, чтобы стебель был прямым и стройным, тогда голос будет звучать зычно, – поделилась Е. Шкалыгина.
По словам, И. Комаровой, несмотря на большую конкуренцию и талант всех участников фестиваля, их коллектив рассчитывал на победу. Кстати, в этом году многие члены ансамбля впервые вышли на сцену. В том числе дебютировала исполнительница роли девочки-лебедя.
– Сохранять народные традиции – одна из наших первоочередных задач. Если не сберечь язык, уйдет и наш народ, – поделилась И. Комарова. – В ансамбле мы обсуждаем с ребятами, чем занимались наши предки. К примеру, моя бабушка, которая дожила до 104 лет, часто рассказывала мне, что делать, когда приходишь в лес, как нельзя поступать с морем. Ведь еще одна наша задача – сохранять и любить свою природу.