Песни, которые исполняет камчатский бард Сергей Косыгин, хочется бесконечно слушать, не отвлекаясь ни на что
На Камчатке все в порядке
Песенная волна X областного фестиваля «У Татарского пролива» докатилась до Южно-Сахалинска. Заключительным аккордом большой фестивальной программы стал творческий вечер гостя из Петропавловска-Камчатского, известного барда Сергея Косыгина в областной универсальной научной библиотеке .
– Это была большая удача – пригласить к нам на Сахалин автора такого уровня, победителя и призера многих дальневосточных и всероссийских фестивалей авторской песни, – говорит Наталья Кравцова, ведущий методист областного центра народного творчества. – Песни знаменитого камчадала не спутаешь ни с чьими другими. Это самобытный автор, которого можно узнать с первых звуков его голоса…
Словно в подтверждение этих слов, Сергей Косыгин надевает на голову свою знаменитую кепочку, берет в руки гитару и превращается в исполнителя, которого многие готовы слушать снова и снова.
Бард пел свои необыкновенные, светлые песни: «На что надеется дорога?», «По теченью – лист осенний», «На Камчатке все в порядке» и множество других, сопровождая их воспоминаниями и ироничными ремарками.
Произведения Косыгина – удивительная смесь авторской песни, блюза, эстрадного эпатажа и грусти хорошего тона. В них нет каких-то заунывных и трагических нот о неразделенной любви, отсутствуют и жалостливые осенние зарисовки в миноре… Все произведения – мажорные, полные светлого и радостного ощущения жизни, в которой главным действующим лицом является дорога. Основа песен – жизнь на полных парусах, романтические сюжеты, о которых мы сегодня слегка подзабыли, вера в искреннюю любовь, друзей и себя.
Ветер странствий
В этом году Косыгин отметил юбилей – свое 60-летие, но он прекрасно сохранил голос. По-прежнему приятно звучащий баритон с мягкими обертонами притягивает слушателей, подчеркивая высокую исполнительскую культуру. При этом в отечественном бардовском движении Косыгин – фигура одиозная в плане прямолинейности и оригинальности своих суждений, но непререкаемо авторитетная. В любом бардовском кругу камчатский бард – яркое украшение. Одним словом – талант. А за него можно простить многое, даже резкость высказываний.
На сахалинском фестивале «У Татарского пролива» Сергей Косыгин был не только почетным гостем, но и председателем жюри, вел мастер-классы с участниками, а на заключительном гала-концерте на центральной набережной в Холмске выступал вместе со всеми. За его плечами – участие в десятках аналогичных конкурсов авторской песни. Однако, несмотря на присущий барду скептицизм, уровень организации островного фестиваля и качество представленных песен он оценивает довольно высоко. А уж говоря о Сахалине, Косыгин странным образом теряет всю свойственную ему колкость суждений.
– На Сахалине я впервые. Получалось так, что постоянно проскакивал мимо – летел куда-то в Сибирь, на Урал, в Москву или другие города, за границу… Но всегда меня манила земля островная. И она удивила, восхитив своей уникальной красотой. Мне здесь комфортно, а сахалинский фестиваль – просто эталон в проведении подобных конкурсов, – признается мой собеседник.
Несмотря на известность, Сергей Косыгин – музыкант-самоучка, однако гитарой владеет мастерски. Интерес к музыке у него от отца. Он был директором Дома культуры в Петропавловске-Камчатском, являлся одним из основателей известного корякского фольклорного национального ансамбля «Мэнго».
Первые гитарные аккорды Сергей освоил, когда ему было лет 12. Заметив его интерес к музыке, отец принес домой маленькую дамскую гитару, и Косыгину пришлось на ней изучать азы гитарной музыки. В старших классах у парня наконец-то появилась семиструнка, и Сергея пригласили играть на танцах. Дальше была школа ресторанной музыки и надежда на профессиональное обучение. Однако родители были против, и Сергей поступил в Хабаровский политехнический институт на инженерно-экономический факультет. Проучившись два года, понял – эта профессия не для него. Косыгин решил собрать свою музыкальную группу. Но где взять денег на дорогостоящие инструменты?
Чтобы заработать на них, Сергей пошел в моря и рыбачил четыре года. Заработав на приличную аппаратуру, он в 1980 году в Петропавловске-Камчатском организовал свой вокально-инструментальный ансамбль. Ребята сделали афиши, настоящие билеты и сами назначили цену на первый концерт. Выступление прошло на ура. А утром к новоявленным музыкантам пришли из… ОБХСС. Тогда это был отдел борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
– Еще один такой концерт, и мы тебя посадим. Все должно делаться на законных основаниях – через филармонию, – предупредили руководителя ВИА Косыгина.
Да вот только получалось, что музыканты без специального образования главному творческому цеху в культуре не нужны. И ребята после своего триумфа остались на улице.
Сергей вернулся на знакомую тропу – в ресторан.
– Появились и деньги, и первое признание, – откровенничает бард. – Со временем наезженность происходящего стала меня раздражать – сколько можно петь за вечер одни и те же хиты? Каждый день одно и то же, как в болоте…
Душа молодого гитариста просила воли и простора.
Весенний блюз
Однажды Косыгин попал на концерт участников камчатского Клуба самодеятельной песни (КСП).
– Выходит на сцену парень, – рассказывает Сергей. – Гитара не в ладу, орет, как попало, слов не понять... Думаю, организаторы его сейчас выдернут со сцены. Смотрю – в конце вечера этому горлопану несут цветы, все хлопают. Для меня это было шоком…
После концерта Сергей познакомился и с настоящими камчатскими бардами, они и пригласили его в свой круг. Сначала Косыгин вышел на сцену как исполнитель своих любимых авторов, классиков бардовской песни – Визбора, Окуджавы, Кукина… Позже стал сам сочинять.
Творческий дебют у музыканта состоялась накануне Международного женского дня.
– Разве такое жизненно важное событие может оставить равнодушным мужчину? – смеется Косыгин. – Прямо на пикнике у горячих источников мы с другом исполнили свой «Весенний блюз». Девчата обрадовались, говорят:»Здорово, что появилась новая песня «Машины времени»! Я обиделся – это же надо меня перепутать с Макаревичем… Решил со своими песнями завязать.
Через какое-то время Сергей передумал – переделал музыку, избавив ее от некоего сходства с мелодией популярной группы, и она была принята слушателями без всяких ассоциаций.
Исповедь под гитару
Теперь спустя десятилетия можно сказать, что у Сергея Косыгина своя ниша в авторской песне. У него есть чисто бардовские произведения, юмористические, лирические и лирико-драматические баллады, а также музыкальные зарисовки в стиле рока и американского кантри. Все их интересно слушать, но вот повторить или спеть в кругу приятелей у костра, на мой взгляд, вряд ли возможно.
Талантливый человек талантлив во многом. Вот и Косыгин не замыкается только в рамках своего увлечения. На одну из его песен снят клип. Работая журналистом в одном из камчатских изданий, он написал серию очерков о своих замечательных земляках. На их основе в 2006 году издал книгу «Ветер странствий». В этом же году им были написаны песни к спектаклю краевого театра драмы «Дульсинея Тобосская, любимая женщина Дон Кихота». Тем самым, по просьбе камчатского режиссера, в какой-то мере ему пришлось посоперничать даже с самим Геннадием Гладковым, чьи песни мы слышим в фильме о той же Дульсинее.
У Сергея Косыгина есть предки из сибирских казаков и камчатских ительменов. Поэтому вполне закономерно, что у него появился цикл песен, связанных с корякским фольклором. Одна из них – «Эскимосская ламбада», такая же энергичная в своем северном драйве, как и жаркая латиноамериканская. Она стала одной из визитных карточек барда.
…На этом эпизоде закончились лирические воспоминания Косыгина о прожитом и пережитом. Сейчас ему особенно трудно. Недавно ушел из жизни его друг – Алексей Лысиков. Долгое время их знаменитый дуэт был украшением многих фестивалей. Они даже внешне были похожи – оба крупные, с окладистыми бородами и оба талантливы. Друзей в бардовском кругу так и называли – два Колобка. Косыгин посвятил Алексею песню, которую исполнил на своем творческом вечере в Южно-Сахалинске.
Потом его снова ждала дорога. Известный камчадал отправлялся во Владивосток, где будет проходить очередной фестиваль авторской песни.
Фото Татьяны Егоровой и из архива Сергея Косыгина