По этому фильму не стоит изучать историю и отечественную литературу
Нравы элиты
В телесезоне 2016 года яркой премьерой Первого канала стала многосерийная драма «Таинственная страсть» режиссера Влада Фурмана. Сценарий написан на основе автобиографического романа Василия Аксенова «Таинственная страсть: роман о шестидесятниках». Герои телесериала создают свои творения, при давлении власти вступают с ней в конфронтацию, любят, дружат, конфликтуют… Словом, живут. А еще они очень любят свою страну, для которой не все из них стали любимыми детьми.
Эпоха 60-х в сериале показана довольно правдиво. Главные герои выступают под измененными именами. Однако актеры подобраны прекрасно, поэтому прототипы их узнаваемы. Нэлла Аххо – Белла Ахмадулина, ее великолепно играет Чулпан Хаматова. Ян Тушинский, он же Евгений Евтушенко (Филипп Янковский), Антон Андреотис – Андрей Вознесенский (Евгений Павлов), Роберт Эр – Роберт Рождественский (Александр Ильин). Сергей Безруков уже второй раз и теперь без грима замечательно сыграл Владимира Высоцкого, в фильме он Влад Вертикалов.
Режиссер сериала использовал удачный ход – диалог писателя Аксенова с журналистом. Герой по имени Аксен Ваксонов, или просто Ваксон, появляется на экране в двух ипостасях: пожилого автора, рассказывающего историю своей юности (артист Леонид Кулагин), и его молодого «я», главного героя этого рассказа в прекрасном исполнении актера Алексея Морозова.
Не только сходство
«Таинственная страсть» – фильм художественный, а значит, в нем есть место домыслу и вымыслу. Да и сам Аксенов, сознательно отказавшись от жанра мемуаров, в предисловии к роману объяснил, что создавал не клоны и копии реальных людей, а их художественные воплощения.
И все же в любом художественном произведении важно не переборщить с отсебятиной. А в сериале ее предостаточно. Ну не мог Евтушенко уговаривать свою жену Ахмадулину подписать письмо против Бориса Пастернака, поскольку был большим другом писателя, попавшего в опалу. За неповиновение ему вовсе не угрожало исключение из членов Союза писателей, поскольку к тому моменту он уже был исключен из этой организации, поддержав Владимира Дудинцева с романом «Не хлебом единым». Рождественский и Вознесенский тоже никогда не были лизоблюдами перед сильными мира сего. И уж совсем непонятно, зачем создатели фильма переиначили знакомство Владимира Высоцкого с Мариной Влади и приписали ей любовную интрижку с Аксеновым.
Недаром Евгений Евтушенко возмутился тем, что в фильме переиначили реальные события, и намерен подать в суд на создателей сериала. Об этом в Интернете сейчас много спорят. Так же, как и о том, была ли у режиссера необходимость на потребу публике вставлять в фильм такое большое количество постельных сцен. Но это уже дело вкуса.
Для меня куда важнее было почувствовать характер шестидесятников, узнать, в чем притягательность их образов и творчества, ведь встреча даже с одним из них соизмерима с открытием планеты. Немыслимо яркой вспышкой стала для многих встреча с самым экстравагантным шестидесятником – Евгением Евтушенко, впервые побывавшим в 2003 году на Сахалине. Когда уже немолодой поэт громко и нараспев читал свои стихи, казалось, зал ходил ходуном. Каждой клеточкой души ощущались его строки: «Поэт в России – больше, чем поэт». Перед нами был человек-Глашатай, человек-Космос, человек-Правда, человек-Совесть. На экране же мы увидели Евтушенко с другой стороны – обычным человеком, стильным, дерзким, совершающим необдуманные поступки, но чрезвычайно талантливым и преданным своей стране.
Крах иллюзий
Похоже, создатели картины больше делали ставку на узнаваемость прототипов – ах, как похож! Однако образы некоторых героев расплывчаты и туманны. Чего только стоит невнятное нахождение в кадре Кукуша (Булата Окуджавы). Судя по кадрам кинохроники, реальный бард вряд ли был таким.
И все-таки стоит признать: по большому счету «Таинственная страсть» – замечательный сериал и в каком-то смысле познавательный. Хочется надеяться, что после просмотра фильма кто-то возьмет с полки томик стихов Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и прочтет хотя бы несколько строк.
Кадры из фильма «Таинственная страсть»