Драматургия Володарского

15 декабря 2016, 12:30Духовное
Фото:

Мастерство сценариста можно оценить, посмотрев два фильма на одной литературной основе

Три человека в фуре

Бродя по лабиринтам кабельного ТВ, наткнулся на полнометражный фильм «Трио». Сюжет прост – трое оперативников из российской глубинки заняты ликвидацией банды, грабящей и сжигающей автофуры. Поиски бандитов осложняются непростыми личными отношениями милиционеров – двух мужчин и одной женщины.

Посмотрел. На следующий день на другом канале обнаружил сериал «Охота на асфальте». Аннотация к нему примерно такая же. Заинтересовало, глянул в Интернет. Там прочитал, что обе ленты сняты по одному литературному источнику – роману «Охота на асфальте». Ее автор – бывший подполковник милиции Владимир Першанин – написал произведение на основе реальных фактов и отмечен литературными премиями и медалью МВД. Сценарии к фильмам придумали другие люди. Сериал я решил посмотреть ради любопытства и, честно говоря, думал, что хватит меня на одну серию. Но посмотрел все и понял, как важна для фильма драматургия.

Герои обоих фильмов, изображая дальнобойщиков и их подругу, пытаются разгадать логику бандитов и при этом разобраться в своем любовном треугольнике. Финал в обоих случаях трагичный. Но впечатлил только сериал. Потому что авторы «Охоты на асфальте» – режиссер Зиновий Ройзман и сценарист Эдуард Володарский – не ограничились только детективной линией. Им удалось психологически достоверно показать всю эволюцию банды, с которой ловцам придется столкнуться. Показательный штрих: бандиты практически все время едят: когда обсуждают планы, когда обмывают очередные трофеи. На месте преступления, не помыв рук, пьют коньяк, закусывают конфетами. Этот прием Володарского показывает, как незаметно для себя можно превратиться в диких животных в человеческом обличье. Таких называют отморозками. Удачно вплетается в канву музыка – она передает тональность фильма. В «Трио» мелодия такого следа не оставила…

Развязка «Охоты на асфальте» не шаблонная и предельно драматична. Поймал себя на том, что не хотел верить в такой исход – мужчина и женщина погибают и ценой своей жизни ликвидируют бандитов…

Это тоже заслуга драматурга – заставить искренне переживать на протяжении всего фильма.

Узнаваемые люди

Все герои у Володарского – не плоские схемы типа плохих и хороших парней. Это реалистичные образы, такие люди живут рядом с нами. Поэтому веришь, что поступить они могли только так, а не иначе, сообразно своему характеру.

Я не смогу, наверное, четко определить жанры обеих картин. Не могу сказать что «Трио» – фильм откровенно слабый. Его авторы – режиссер Александр Прошкин и сценарист Александр Миндадзе – известны немалым числом хороших лент. Только в этом фильме не дотянули до полноценной мелодрамы на криминальной основе.

Создатели «Охоты на асфальте» смогли донести мысль: люди ни при каких обстоятельствах не должны терять человеческий облик и становиться негодяями. Конец у них всегда печальный.

Стоит отметить, что сценарист «Охоты на асфальте» Эдуард Володарский известен такими работами, как «Мой друг Иван Лапшин» и «Демидовы», «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это уже классика советского кинематографа. Среди его современных лент – потрясающий правдивостью многосерийный фильм о войне «Штрафбат», ленты «Сын отца народов», «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время». Последний фильм по сценарию Володарского – «Григорий Р», рассказывающий о Распутине, вышел в 2014 году уже после смерти сценариста.

Как и его прежние киношедевры, нынешние не канут в Лету. Потому что драматургия этого автора привлекает умением не только закручивать сюжет, но и проникать в психологию своих героев. А возможно, и еще чем-то. Чем именно – это и есть секрет выдающегося сценариста Эдуарда Володарского.

Авторы:Администратор Администратор