Сахалинский композитор Анатолий Базь не успел подержать в руках сборник своих песен. Но точно знал, что он увидит свет
Бесконечная жизнь
Жизнь творческого человека бесконечна. Она продолжается, пока живы его произведения. Почти год назад в возрасте 76 лет ушел из жизни сахалинский композитор Анатолий Базь. Но сегодня юные и взрослые артисты во всех уголках Сахалина и Курил поют его «Песни об островной земле».
Сборник с таким названием вышел в конце прошлого года. В него вошли 29 песен о Сахалине и Курилах, островной природе, городах, временах года. На протяжении двух десятилетий Анатолий Петрович создавал музыку на стихи островных поэтов, в большинстве своем малоизвестных.
124 экземпляра «Песен об островной земле» напечатали в издательстве Сахалинского государственного университета.
Но когда композитор захотел издать свой труд, начались бюрократические мытарства. Отказ в финансировании, перемены руководства, экспертные советы…
– Анатолий Петрович уже плохо ходил – он страдал от сахарного диабета. К сожалению, он не увидел свой сборник. Признанный сахалинский композитор ушел из жизни 31 марта 2016 года. Накануне у него был день рождения. Я пришла его поздравить и сообщила радостную новость: сборник обязательно вый-
дет! – рассказывает Людмила Гилевич, главный специалист управления культуры Южно-Сахалинска.
Но она просит представлять ее как ученицу Анатолия Петровича. В свое время Гилевич обучалась на музыкальном отделении педколледжа Сахалинского госуниверситета. Там композитор почти полвека преподавал для будущих учителей музыки и музыкальных руководителей детских садов.
Правило творчества
Учащиеся относились к преподавателю с большим уважением, выпускники считали его своим другом. А сам Анатолий Петрович заботился об учениках будто о собственных детях. Когда ребята приходили на урок, он обязательно спрашивал: «Вы пообедали? Успели отдохнуть?»
Композитор говорил будущим учителям музыки: нужно либо быть лучшим в профессии, либо вовсе не браться за инструмент. Благодаря Базю многие его подопечные, в том числе и девушки, полюбили аккордеон. Хотя поначалу считали этот народный инструмент сельским, были уверены, что на аккордеонах играют только мужчины.
Учитель преподал своим подопечным важнейший урок: свое творчество нужно дарить людям. Учащиеся колледжа вместе с педагогом ставили оперы и мюзиклы для детей, давали концерты в больницах и детских садах.
По воспоминаниям коллеги, певицы, хормейстера и подруги Анатолия Базя – Любови Свечниковой, это был человек творчества и постоянного вдохновения, он находился в поиске звуков, мелодий, хороших поэтических текстов.
–В свое время губернатор Сахалинской области Валентин Федоров помог организовать несколько концертных программ с произведениями Анатолия Базя, в том числе в Москве. Несколько лет мы исполняли его песни и в большом составе сводного хора музыкального отделения педколлежда СахГУ. Анатолий Петрович много песен написал на слова сахалинских поэтов, но больше всех мне милы романсы на стихи Марины Цветаевой. Он был очень самобытный композитор, писал в разных жанрах вокальной музыки, – рассказывает Свечникова.
Преданный музыке
Еще одна ученица сахалинского композитора – Юлия Бега – тоже связала судьбу с музыкой. Почти 18 лет она руководит образцовым детским фольклорным ансамблем «Туесок». Народным искусством Юлия Владимировна увлеклась в студенчестве, и Анатолий Базь был одним из первых, кто поддержал ее в этом начинании.
К слову, в педколледже тогда создали большой сводный хор. Автором многих песен, которые исполняли студенты всех курсов, был Анатолий Петрович. За свою жизнь он написал около трех сотен песен. Его произведения начиная с 1986 года печатались в музыкальных сборниках и общероссийских журналах для музыкантов.
– До конца своих дней Анатолий Петрович полностью отдавал себя профессии. Он серьезно болел, и даже когда осознавал, что осталось недолго, все его разговоры были о том, чтобы последний труд опубликовали. Я очень рада, что его мечта воплотилась в жизнь, – говорит Юлия Владимировна.
Ученики хотели устроить для педагога большой концерт-презентацию нового сборника. Праздник все же состоялся, хоть Анатолий Петрович и не смог играть на нем свои «Песни об островной земле».
Чувствовал иначе
Символично, что последний сборник Анатолия Базя вышел накануне 70-летия Сахалинской области. Композитор сам его озаглавил. Причем слово «Островная» он написал с заглавной буквы, но редакторы сочли это неправильным.
Островной край вписался в биографию Анатолия Петровича большими буквами. Базь родился в Украине, на Сахалин приехал как молодой специалист на пару лет, а остался на всю жизнь. «Песни об островной земле» рождались на протяжении 20 лет, оттого и кажется, что написаны они несколькими композиторами. В разные годы своей жизни Анатолий Базь чувствовал и творил иначе.
– В сборнике есть песни глубокие, моментально проникающие в душу. Есть более легкие, романтичные и, наоборот, написанные в высоком, патриотическом ключе. Анатолий Базь в своих песнях абсолютно разный – даже представить сложно, как он так творил, – отмечают ценители его творчества.
Несмотря на разность диапазона, гармонии и тембров, все его песни – о любви к островному краю и его людям. Композиции вышли настолько универсальными, что их можно исполнять как в народном жанре, так и в академическом и даже эстрадном. «Песни об островной земле» подходят для маленьких и взрослых вокалистов, для солистов и ансамблей.
Сборники уже разошлись по центральным библиотекам страны и по всем районам островной области. Теперь вместе со своими подопечными преподаватели детских школ искусств, домов культуры, школ и детских садов разучивают песни о малой родине.
Первое образование Анатолий Базь получил в строительном училище. Окончив его с отличием, приехал на Сахалин. Работал на шахте в Углегорском районе, но тяга к искусству победила.
В 1960 году Анатолий Петрович поступил Сахалинское музыкальное училище (ныне – колледж искусств). После заочно окончил Хабаровский государственный институт культуры и искусства.
У композитора двое детей и трое внуков. Сын выбрал медицинскую карьеру, а дочь стала учителем музыки,сейчас работает заведующей детским садом в Южно-Сахалинске.
.
Обертон (музыкальный термин) –призвуки, сопровождающие основной звук.
Фото из архива Анатолия Базя