15 лет назад сахалинцы узнали, что такое икебана Согецу
Прелюдия к творчеству
Юбилейный вечер в честь 15-летия школы Согецу на Сахалине состоялся в Сахалинском областном художественном музее. В его интерьер удивительным образом вписались десятки композиций икебаны. В работах основательницы школы Александры Кудряшовой и ее учеников зрители увидели необычные сочетания из роз, тюльпанов, колокольчиков, гвоздик и хризантем. Используя законы геометрического построения, мастера смогли придать каждому букету изысканную форму. Этому учит японское искусство икебаны с тысячелетней историей.
– Икебана – это не просто композиция из цветов, это цветочная скульптура, в которой есть гармония, красота и равновесие, – поясняет Александра Кудряшова. – Для достижения такого уровня мастерства надо иметь знания и следовать основным заповедям Софу Тэсигахара – создателя школы икебаны Согецу.
Чудо с мостиками
Александра Кудряшова не замыкается на одном направлении. При ее участии и поддержке регионального министерства культуры и архивного дела стал развиваться и дорос до международного уровня ландшафтный дизайн. Благодаря ей территория областного краеведческого музея стала одним из красивейших мест в городе. В Холмске неповторимый колорит придал Сахалинскому морскому пароходству японский сад, выстраданный Александрой Кудряшовой. В свое время туда для показа часто возили особо важных гостей. Побывала там и краса русской песни Надежда Бабкина.
– От «кудряшовского» сада артистка пришла в восторг, – рассказывает депутат облдумы Виталий Гомилевский. – Походила по изысканным деревянным мосточкам, полюбовалась ручейком с разноцветной галькой, островками цветов, рокарием и говорит: «Прошу вас, познакомьте меня с японцем, который сделал это чудо. Хотела бы пригласить его к себе поработать…». Когда ей сказали, что мастер этого уголка сахалинка, певица долго не могла в это поверить.
По словам самого островного сенсея, создание икебаны подобно священнодействию. Оно проходит в полном молчании, мастер сосредоточен на процессе составления букета. Необходимо проникнуться духом цветов, чтобы с их помощью выразить свое внутренне «я», придерживаясь фундаментального триединства элементов древней философии «живых цветов»: син (небо), cоэ (человек) и хикае (земля).
Бал вторсырья
Продолжило праздник икебаны дефиле нарядов из вторичного сырья. Трансформировать прозу в поэзию – таков был замысел авторов платьев из пластика, бересты, шелухи и упаковочных материалов. А на вечерний наряд с широкополой шляпой ушел целый килограмм черных семечек.
Светлана Соловецкая, создавая платье «Прекрасная леди», использовала пластиковую коробочку из-под торта. Елена Табаева сделала наряд «Цветочной феи» из упаковочного материала, основа – утеплитель и декоративная сетка для цветов. Пышные раструбы украшены розовыми лепестками, но и они искусственные.
– Это направление называется «экодизайн», – объясняет Табаева. – Мы используем не только природные материалы, но и вторичный материал. Люди называют его мусором, отходами. Обычно такие вещи выбрасываются, но мы дали им другую жизнь, более привлекательную.
Однажды отдыхая в Саппоро, девушка увидела композицию: в искусно подсвеченной вазе стояла пара веточек и один цветок.
– Меня поразила такая лаконичность в выражении гармонии и красоты. Позже узнала, у японцев есть слово «кадансё», что означает «откровение о цветке», – рассказывает Татьяна. – Вернувшись в Южно-Сахалинск, пришла на занятия к Александре Семеновне, и вот уже восемь лет учусь у нее мастерству цветочной аранжировки. Обожаю создавать композиции с ирисами.
Анна Волохова по профессии бухгалтер и понимает красоту цифр. Но это не мешает ей понимать красоту цветка.
– Икебану при всей ее простоте не так просто собрать, – откровенничает Анна. – Меня привлекает модное сейчас направление – цветочная геометрия. Тут, прежде всего, важны пропорции веток, цветов. Нужно добиться правильной глубины и высоты, чтобы композиция красиво смотрелась. Каждая работа для меня – открытие.
Трудолюбие Кудряшовой не осталось незамеченным. Наблюдательные японцы его оценили, предложили поучиться в школе икебаны Согецу. В 2002 году при поддержке областного управления культуры и Генконсультва Японии в Южно-Сахалинске Александру Кудряшову направили на учебу в Страну восходящего солнца. Но и там «Саша-сан», как называли японцы сахалинку, отличилась – за три месяца обучения освоила объем, рассчитанный на четыре года.
Сейчас Александра Кудряшова – признанный мастер икебаны, садового дизайна, член Международной ассоциации преподавателей икебаны Согецу. У нее немало учеников, из них 86 человек получили документы об окончании школы международного образца. Сахалинская школа Согецу стала третьим в России филиалом авангардной японской школы икебаны.
Гармония кадансё
«Хорошо, когда на рассвете проснувшись,
выглянешь в сад – и увидишь вдруг,
что бутоны превратились в цветы на вишне…».
Это хокку японского поэта Татибана Акеми, словно ключ к пониманию икебаны. Особенность современной школы Согецу в том, что она обучает правилам построения композиций, но не навязывает догм. Композиции может составить каждый в любое время, в любом месте, в любом сосуде и из любого материала.
– Икебана должна передавать течение времени, быть прекрасной и привносить в нашу жизнь ощущение свежести, доброты и красоты, – отметила Татьяна Богданова, одна из учениц Александры Кудряшовой.
Так уж получилось, что жизнь Кудряшовой уже более 20 лет наполнена цветами. Но то, что было до создания Сахалинской школы икебаны Согецу, мастер считает лишь прелюдией к любимому делу. В начале 90-х годов Александра Кудряшова была агрономом совхоза «Кировский» в Тымовском районе, профсоюзным работником, научным сотрудником Сахалинского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Успешная и востребованная, она сделала тогда решительный поворот. Ее новым полем деятельности стала флористика.
Неутомимый труженик с сильным и упорным характером, Кудряшова шла по новому пути, не жалея ни сил, ни времени. Чтобы сделать цветочную композицию, икебану, декор интерьера здания или офиса, необходим в большом количестве рабочий материал. Проехав с экспедициями Сахалин вдоль и поперек, она знала в разных районах и окрестностях Южно-Сахалинска все места с разнотравьем, красивыми декоративными деревьями и кустарниками. Отдыхая на природе, замечала, где и что можно взять для своих будущих работ.
– Иногда бывает жалко пилить ветки, – вспоминает Александра Семеновна. – Тогда говорю: «Ты прости меня, дерево. Вот стоишь ты тут одно-одинешенько, никто тебя не видит. Я увезу тебя к людям, пусть они тобой полюбуются…».
Второй год Кудряшова живет и работает в двух географических точках – Сочи и Южно-Сахалинске. После того, как ей доверили оформление объектов на зимней олимпиаде в «Сочи-2014», Александра Семеновна там осталась, чтобы и в этом крае прививать любовь к икебане. Праздничную выставку украсила ее композиция «Привет из Сочи». На вопрос, где лучше творить, отвечает:
– Все зависит от настроения. В Сочи – круглый год лето, изобилие цветов и пальм, зато здесь травы все родные. Мне все дорого в природе, все любимо.
Внушительную по объему и изумительную по красоте композицию Александра Кудряшова создала за считанные минуты прямо во время юбилейной встречи. А мы в который раз убедились – нашему сахалинскому мастеру икебаны и ее ученикам по плечу самые разные жанры флористики.
Слово «икебана» в переводе с японского означает «новая жизнь цветка». Цветок срезан, но оживает в руках человека. Поэтому в композиции всегда должен быть хотя бы один свежий цветок.