«Лето»: плечо рок-н-ролла

8 июня 2018, 16:13Духовное
Фото:

7 июня в прокат вышел новый фильм скандально известного режиссёра Кирилла Серебренникова «Лето». Сахалинцы смогли оценить новое творение кинематографиста в числе первых, но без аншлага.

Поскольку первый сеанс поставили на третий час пополудни, в зале присутствовало четыре человека, в том числе и корреспондент РИА «Сахалин-Курилы».

Как уже было заявлено в анонсе, фильм повествует «о самом начале творческого пути Виктора Цоя и группы «Кино», о его взаимоотношениях с Майком Науменко, его женой Натальей и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года». Конечно, по-хорошему, данную и весьма спорную (как оказалось) киноленту должны рецензировать люди, которые имели непосредственное отношение к тусовке той эпохи и которым, пройдя все жернова лозунга «Секс, наркотики, рок-н-ролл», посчастливилось дожить до сегодняшних дней. В частности, слово лучше было бы предоставить гуру отечественного рока Борису Гребенщикову, участнику первого состава группы «Кино» Алексею Рыбину, музыкальному критику Артемию Троицкому и другим личностям, оказавшим влияние на рок-движение того времени. Как известно, ознакомившись со сценарием, мэтры раскритиковали работу, назвав её «ложью от начала до конца».

- Мы жили по-другому. В его (фильма – прим. ред.) сценарии московские хипстеры, которые, кроме как совокупляться за чужой счет, больше ничего не умеют. Сценарий писал человек с другой планеты. Мне кажется, в те времена сценарист бы работал в КГБ, — отрезал Гребенщиков.

Но рецензий от них мы вряд ли дождёмся, а тем временем фильм уже вышел. Посему хотелось бы поделиться впечатлениями с потенциальными сахалинскими зрителями. В правдивость событий лезть не станем. Поскольку лично при становлении знаменитого ленинградского рок-клуба мы не присутствовали и «трубку мира» с Науменко и Цоем не выкуривали. Большинство из нас знакомы с героями только по их творчеству, концертам и редким интервью, посему сразу перейдём к художественной составляющей картины.

Титры нам говорят, что кино основано на воспоминаниях жены фронтмена «Зоопарка» Михаила «Майка» Науменко, коего сыграл не менее известный лидер российской поп-рок-группы «Звери» Рома Зверь, который в титрах так и заявлен. До этого звезда 2000-х снимался только в собственных клипах и засветился в двух малоизвестных работах, где сыграл ветеринара и самого себя. Несмотря на это, с ролью кумира целого поколения Роман Билык справился очень даже хорошо. Здесь сразу хочется отметить достаточно высокий уровень игры актёров и их подбор с точки зрения соответствия реальным личностям. Почти все они узнаваемы, особенно для тех, кто в теме. Многие персонажи заявлены как прототипы. В частности, Алексей Рыбин подверг критике сценарий и запретил авторам картины использовать его образ. Однако же разгадать, кто есть кто, труда не составит – вот Борис Гребенщиков (по фильму он Боб в исполнении Никиты Ефремова), а вот Андрей Панов (Александр Горчилин) из «Автоматических удовлетворителей». Последний предстал перед зрителем, как «Панк», а не «Свин». В фильме он также выступает неким прообразом первых советских панков. Будущую супругу Виктора Цоя тоже не сложно узнать. Сложилось впечатление, что авторы отыскали её точную копию.

Самого же Цоя сыграл корейский актёр Тео Ю. Помимо этнической принадлежности, сходства у них, конечно, маловато. Тем не менее со своей миссией 37-летний артист справится сумел. Порадовала также и озвучка - цоевская харизма в голосе ярко просматривалась, а при исполнении песен использовались записи группы «Кино». Оригинальный же саундтрек для фильма написали Рома Зверь и Герман Осипов из группы «Звери».

Вообще музыкальное сопровождение здесь – это тема отдельная. Не стоит забывать, что кинолента удостоилась приза Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек. К тому же картина содержит элементы мюзикла, что делает её весьма оригинальной. В определённые моменты персонажи начинают петь «боевики» западных исполнителей Talking Heads, Игги Попа и Лу Рида, используя диалект Виталия Мутко. В эти моменты чёрно-белое кино начинает динамично меняться – на экране появляются движущиеся рисунки, по стилистике напоминающие культовый фильм «Игла». Это добавляет фильму особую романтику, а зрителю - ностальгических воспоминаний. Приятно также было услышать в картине название родного города, озвученного по радио: «…в Южно-Сахалинске 23 часа…».

На протяжении всей кинохроники нас сопровождает эпатажный персонаж, именуемый скептиком (Александр Кузнецов). Он напоминает олицетворение рока, его дух и грех. Этакого беса, пытающегося подбить героев на безбашенные действия. Но «кто такой этот потерпевший и куда он пошёл…» авторы оставляют право решать зрителю.

Но вернёмся к главным героям – Майку и Виктору. Кто из них занимает ведущую роль в фильме, сказать сложно. В кино они фигурируют в равной степени. Молодые ребята не только являются «скованными одной цепью» рок-н-ролла, но и чувствами к женщине – Наталье Науменко, жене Майка. Артемий Троицкий по этому поводу отметил следующее - «главная история, главная коллизия этого фильма — это любовный треугольник, которого на самом деле не было» или же «он существовал только, может быть, отчасти в чьём-то воображении».

Что происходило там на самом деле - неизвестно, тем более нам с вами. Во всяком случае, работа Серебренникова не столько даже про творческий путь Цоя и про его взаимоотношения с супругой звезды ленинградского рок-клуба, а скорее о крепком плече рок-н-рольного братства. Несмотря на якобы любовный треугольник, Майк, имеющий имя и толпы поклонников, продолжает пробивать дорогу молодому и неопытному дарованию – будущему лидеру культовой группы «Кино». Опытный коллега помогает ему на выступлениях и в записи первой пластинки.

На протяжении фильма и тот, и другой испытывают творческие переживания, пропуская свою жизнь через призму музыки и волнуя сердца слушателей. Фильм о том, как рождались и уходили кумиры, чей уход, кстати, в картине эстетически выдержан. Яркий пример тому - смерть Панка, который магическим образом прошёл сквозь экран кинопроектора и радостно побежал купаться в море.

В целом фильм о тех, кто проживал свою жизнь так, как ему этого хотелось. А строчка «время есть, а денег нету» известной песни Майка «Лето», перефразированная как «бывает, что деньги есть, а времени уже нет», заставляет задуматься о многом.

Фото с сайта «КиноПоиск»

Автор текста: Иван Ермолов

Авторы:Администратор Администратор