Спектакль «Обещание на рассвете» довел сахалинок до слез

25 апреля 2019, 09:41Духовное
Фото:

В сахалинском Чехов-центре актеры Московского драматического театра имени Пушкина представили спектакль по роману Ромена Гари «Обещание на рассвете». Благодарная сахалинская публика провожала актеров стоя и со слезами на глазах: так их тронула постановка о жертвенной и всепоглощающей любви матери к ребенку.

«Обещание на рассвете» — спектакль, который вошел в лонг-лист премии «Золотая маска» в 2016 году. На сцене играют пятеро актеров, но они заполняют собой все пространство и время. Два часа пролетают незаметно, потому что когда молодая девушка играет скрюченную старушку, а взрослый мужчина  маленького мальчика, это, как минимум, необычно.

Взаимоотношения родителей и детей  тема для вечного спора. Каждый родитель рано или поздно сталкивается с необходимостью отпустить ребенка в свободное плавание, только вот перерезать пуповину способен не каждый. Ведь придется позволить ребенку выбирать свою судьбу, совершать свои ошибки, взрослеть в конце концов. Но мать маленького Ромена Гари (а произведение  это автобиография самого писателя) имеет свои планы на чадо. Она внушает ему, что он обязательно должен стать великим кем-нибудь, добиться успеха на дипломатическом поприще и, на закуску, завоевать весь мир. Александра Урсуляк настолько достоверно передает эмоции матери-манипуляторши, что невольно вспоминаешь похожие эпизоды и из своей жизни. Ведь рано или поздно любая из матерей, живших на постсоветском пространстве, прибегала к подобной тактике при общении с любимыми сыночками.

Да, она безоговорочно любит своего ребенка, «но лучше бы она любила и кого-то еще», глубокомысленно замечает уже повзрослевший Ромен. Все свои силы она направила на то, чтобы помочь сыну выбиться в люди, постоянно жертвуя собой и забывая о том, что маленький ребенок должен просто быть счастливым.

По мере взросления у женщины все сильнее стирается грань между любовью к сыну и любовью к мужчине, она старается вытеснить из его жизни всех женщин и остаться в ней единственной. Даже прибегает к помощи практических советов. Серьезной девушке она предлагает дарить безделушки, духи и шали, а поверхностным и глупым  книги.

Андрей Заводюк, исполнитель главной роли, кажется, испытывает ту же безысходность, что молодой герой, которого ему приходится играть. Его персонаж сам понимает, что пора перерезать эту пуповину, но благодаря привязанности к матери даже не может умереть.

Все меняет война. Видимо, он интуитивно чувствует, что необходимо отдалиться, чтобы, наконец, стать взрослым и получить хотя бы призрачную возможность самостоятельно распоряжаться жизнью. И на расстоянии любовь матери трансформируется в мощнейшую поддержку, которую не смогла бы дать ни одна женщина.

Художественный руководитель театра еще на пресс-конференции объяснил, что он заменил оригинальную концовку с самоубийством героя на более нейтральную, поскольку спектакль, в первую очередь, о безграничной любви и только потом уже о трагедии личности.

И тем не менее хочется, чтобы зрители не забыли о той гнетущей атмосфере и все-таки сделали выводы: перестали давить на детей, заставлять их жить не своей жизнью и воплощать в жизнь чужие мечты. Потому что это иногда заканчивается очень трагично.

Авторы:Ирина Чеснокова