В кинотеатрах стартовал фильм «Джокер»: основанная на комиксах, но не имеющая ничего общего с классическими блокбастерами драма о психически больном убийце. Кинообозреватель РИА «Сахалин-Курилы» посмотрел его на большом экране и всем советует сделать то же самое.
О чем кино: Готэм, начало 1980-х годов. Комик Артур Флек живет с больной матерью, которая с детства учит его «ходить с улыбкой». Пытаясь нести в мир хорошее и дарить людям радость, Артур сталкивается с человеческой жестокостью и постепенно приходит к выводу, что этот мир получит от него не добрую улыбку, а ухмылку злодея Джокера.
«А с 11-летним ребенком можно?», спрашивает на местном форуме возможная зрительница «Джокера», настроившись на очередную пострелушку-побивашку про Бэтмена. В мире, где уже был и «Темный рыцарь», и «Логан», на которые с 11-летним ребенком точно лучше не идти, есть ещё люди, цепляющиеся за легенду о том, что кинокомиксы — только для детей. Сильная, жутко правдоподобная, но одновременно сюрреалистичная картина Тодда Филлипса забивает ещё один гвоздь в гроб этого мифа.
В оригинальных графических романах имени и биографии у клоуна-принца преступного мира практически никогда не было. Он был воплощением хаоса, порождением ехавшего с катушек города — зачем такому человеку личностные черты? В фильме Филлипса героя зовут Артур Флек, нам рассказывают довольно жуткую историю его взросления и показывают его быт. Но в конце концов всё это становится абсолютно неважным, когда отчаянно пытавшийся скрыть вначале психическое заболевание Флек показывает истинное лицо и выбрасывает все маски.
Вопрос надо ли читать комиксы, чтобы понять, о чем кино — неактуален. Да, образ основан на нескольких графических новеллах, и можно с удовольствием находить отсылки, но даже понимание того, кто такой Томас Уэйн и кем станет его сын Брюс, не нужно — удовольствие (или отвращение) в любом случае гарантировано.
Снимавший до этого комедии Филлипс в общем-то давно пытается понять, откуда в обществе эта тяга к насилию и беспорядку. Трилогия «Мальчишник» (в оригинале более точное «Похмелье») обнажает все комплексы мужчин средних лет: от боязни постареть до страха перед одиночеством — и то, во что они выливаются. «Парни со стволами» показывали, что получить любые инструменты для убийства от ножа до ядерной кнопки могут в общем-то полные придурки. «Джокер» мощно заявляет о том, что ненависть — в каждом из нас, стоит лишь поднести зажигалку к фитилю.
Казалось бы, что-то противопоставить игре Джека Николсона и Хита Леджера, одинаково блиставших в тех же образах, невозможно, но работе Хоакина Феникса хочется аплодировать. Его Джокеру сочувствуешь, но он одновременно до дрожи пугает. Дело тут не только в жуткой мимике и кринжевом смехе, это и потрясающая пластика. Походка, безумные танцы и какое-то странное подергивание мышц под кожей — все говорит о том, что перед нами психически нездоровый человек.
По своему ненормален был и Джо, которого Феникс изображал в шедевральном «Тебя никогда здесь не было», и «Джокер» отлично рифмуется и в то же время спорит с историей о молчаливом герое-мстителе. Мрачный молчаливый Джо и яркий смеющийся Флек занимаются похожими вещами, но у них разные цели и методы. Джо (или таксист Скорсезе, с которого он был аккуратно списан) убивал тихо и как бы между делом. Артур Флек вершит праздник насилия так громко, что слышит весь город. Или видит, но это уже спойлеры.
При этом надоевшие уже параллели со Скорсезе (а еще тут есть Роберт де Ниро!) здесь не нужны. «Джокер» абсолютно самодостаточен: у него особая, неповторимая цветовая гамма, пугающее музыкальное сопровождение от исландки Хилдур Гуднасдоттир, заставившей сериал «Чернобыль» звучать так, как он звучит. Все говорит о том, что приз Венецианского кинофестиваля история об убийце со счастливым лицом получила не зря. Будет ли «Оскар»? А какая разница — фильм уже лег на полку с любыми шедеврами кино о маньяках.