В прокате «Аванпост» — российский блокбастер о нападении инопланетян на Землю. Кинообозреватель «РИА Сахалин-Курилы» ознакомился с новинкой и считает, что хоть у нее много недостатков, посмотреть фильм все-таки можно.
О чем кино: Сбылась мечта москвичей: практически все замкадье уничтожено. Из-за странного катаклизма остальная часть планеты погрузилась во тьму. Однако так называемому кругу жизни (столица России и немного окрестностей) тоже, скорее всего, осталось недолго: из провинции лезут то безумные медведи, то зомбированные соотечественники. Спасать транспортные кольца и всю планету будут отважные военные: среди которых Юра (Петр Федоров) и Олег (Алексей Чадов).
Изначально «Аванпост» должен был стать сериалом телеканала ТВ-3. И продюсеры действительно постарались, чтобы он получился хорошим. Взяли режиссера успешного «Гоголя» (который хоть и шел в кино, по сути — шестисерийное ТВ-шоу) Егора Баранова. Пригласили сценариста недурного «Чернобыль. Зона отчуждения» Илью Куликова. Написали проект с художественными приемами, предусматривающими открытую развязку, и прочими сериальными фишками.. А затем взяли и ужали отснятое и смонтированное в 150-минутное кино. И именно отсюда растут все проблемы итогового проекта.
Но сначала о плюсах. Во-первых, у нас без преувеличения самая стильная и яркая русская фантастика последних лет n-цати. Баранов, конечно, надергал у всех понемногу: от Тарковского до Вильнева и Ридли Скотта, но тем не менее. Здешняя Москва — чистый Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию» (забавно, что «Аванпост» вышел как раз в том месяце, в котором происходило действие культовой картины Скотта). То тут, то там чудятся «Чужие», «Прометей» и много чего еще — в недостатке насмотренности авторов не обвинишь. Это не плохо и ни в коем случае не плагиат: все обставлено в меру и со вкусом.
Занимателен сюжет. Фабула, конечно, укладывается в слова «инопланетяне атакуют землю», но дьявол, как обычно, в деталях. За планету сражаются два таинственных лысых существа, и кто из них чего на самом деле хочет, выясняется лишь к концу. Развязка как минимум небанальна. Радует герой Петра Федорова — замечательный пример дуализма «больной ублюдок — храбрый спаситель». Ну, и разные приятные мелочи вроде мысли о том, что телеканалы перестанут врать лишь под угрозой глобального вымирания, а будь на земле хоть прошлый век, хоть следующий — проблемы будут стараться решать крестным ходом.
В то же время, за историей следить очень трудно. Из-за большого количества вырезанного материала большинство персонажей либо не раскрыто вовсе, либо раскрыто на уровне «ну, у него папа военный, а с мамой он поругался». Появляются какие-то сверхлюди, бешеные медведи — все в лучших традициях последних сезонов сериала LOST. Плюс диалоги будто бы писались студентом сценарного факультета ВГИКа — односложные и местами откровенно идиотские.
И все так — в вечной битве хорошего с дурацким. Налепили неправдоподобную любовную линию? Сдобрим ее отличной ночной перестрелкой. Наворотили бредятины с экстрасенсами? Получите эпичное зомби-нашествие в стиле Роланда Эммериха. Из-за этого оценку по десятибалльной шкале ставить было бы невероятно сложно: местами это твердая восьмерка, местами позорная единица.
Тем не менее, «Аванпосту» можно дать шанс. Его снимали небесталанные люди, и он точно лучше, например, «Защитников» или, скажем, «Черновика» — позорных примеров из недавней истории отечественной кинофантастики. Может, если кино Баранова соберет хоть какие-то деньги, продюсеры будут больше ему доверять и не станут перед премьерой резать и перекраивать готовый продукт, как им вздумается.
В двух словах: любопытный, но неровный проект, которому следовало бы остаться сериалом.